На фоне новогоднего поздравления Зеленского своему народу особенно хорошо видно, что оказалось неудачно в поздравлении президента России. Проблема не в том, что Путин плохо выступил. Проблема в том, что ему в принципе нечего сказать, и потому речь представляет собой лишь набор банальностей.
Зеленский сказал народу, что нет ведь на самом деле ни ватников, ни бандеровцев, а есть граждане Украины. Сделать эту теоретическую истину реальностью ему будет невероятно сложно в расколотом обществе, но молодой президент поставил задачу и дал тем самым понять, зачем он нужен стране.
Старый президент России в каждом своем выступлении аккуратно обходит стороной все российские проблемы, накопившиеся за два десятилетия. И мы не понимаем, зачем он нам нужен, кроме как для того, чтобы узнавать точное время: кончился Путин – настал Новый год.
Путин не говорит о том, что страна более десяти лет находится в состоянии стагнации и с этим надо, наконец, что-то делать. Путин не говорит о том, что старые скрепы, которые он нашему обществу предлагает, скрипят при каждом повороте кремлевского курса и не способны больше воодушевлять людей, видящих, как нами управляют прожженные циники.
Путин не говорит даже о том образе будущего, который Кремль некоторое время назад собирался формировать, потому что у путинской России нет будущего, а есть только сконструированное Мединским липовое прошлое, и настоящее, в котором запуганный Лавровым народ ощетинился против всех соседей, с которыми лет 20 назад особых проблем не было.
Зеленский сказал Украине о главном, рискуя тем, что его подход может не удовлетворить ни ватников, ни бандеровцев, ни патриотов, ни малороссов. И тогда утопающее в конфликтах общество поглотит своего нынешнего кумира. Путин стремится ничего России не сказать для того, чтобы ничего не решать, никого не раздражать, не предпринимать никаких конкретных действий и сидеть, сидеть, сидеть в Кремле, как можно дольше.
Это не стратегия развития России. Это стратегия старости. Стратегия выживания. Стратегия унылого маневрирования, которое самому Путину уже давно наскучило. Но ему не наскучила власть, а потому он раз за разом что-то нам говорит, но глаза выдают одну главную мысль: я вечный, я не уйду, я не дам вам жить своей жизнью, я не дам вам отринуть страх и поверить в себя, поверить в Россию, поверить в то, что страна наша может родить что-то иное кроме ржавых скрипящих скреп.