Уровень политической дискуссии в Латвии скатился до образцов СССР времен зарождения культа Сталина. «Троцкист! Правый уклонист! Может, еще усомнитесь в мудрости великого Сталина!? Вы должны разоружиться перед партией!» До вопля «Гнусных предателей – расстрелять!» осталось полтора шага.
Стоило министру сообщения Улдису Аугулису усомниться в целесообразности строительства железнодорожной магистрали Rail Baltica, как на него спустили всех собак, и первым вцепился в министерскую ляжку депутат Европарламента Кришьянис Кариньш ("Единство").
Что должен был бы возразить человек, не согласный с позицией Аугулиса? Ну, в нормальной стране, наверное, привести цифры и расчеты, которые показали бы обоснованность этих безумных трат. Общая стоимость проекта – 3,6 млрд. евро (это пока, в таких случаях цифры имеют нехорошую привычку со временем удваиваться).
И хотя на 80-85% он будет финансироваться на европейские деньги, Латвии придется вложить и свои 190 млн. евро (опять же – это как минимум), а потом еще ежегодно тратить на содержание своего участка магистрали порядка 11 млн.
Разве вам не хочется знать, можно ли отбить эти деньги? А если нет, то не лучше ли вложить их в ту же медицину? От г-на Кариньша во всяком случае вы этого не узнаете. Всё, что он произнес по этому поводу, это чистой воды истерика:
«Мы - европейская страна, наше место там, где было всегда. И этот проект - один из тех важнейших проектов, которые самым непосредственным образом осуществляют это физически, соединяя нашу железнодорожную систему с остальной Европой».
А еще добавил, что надо бы проверить, в чьих интересах работает министр Аугулис? Не льет ли, типа, воду на мельницу наших врагов? (Каковые враги, заметим, сегодня худо бедно обеспечивают 60% грузопотока Латвийской железной дороги).
А между тем Аугулис не первый, и, видимо, не последний высокопоставленный чиновник, усомнившийся в этом проекте. Экс-глава ЛЖД Угис Маголнис еще пару лет назад развел руками: «Составы по Rail Baltic пойдут через нашу страну транзитом, перевозя чужие грузы, поскольку Латвия не располагает достаточным количеством грузов для доставки в Европу и Европа не в состоянии обеспечить нас грузами".
Впрочем, насчет «чужих грузов» тоже вопрос: а они то откуда возьмутся в товарном количестве? В 2011 году компания AECOM презентовала по этому поводу 400-страничное исследование, которое до сих пор остается основным источником энтузиазма господ вроде Кариньша, но которое при ближайшем рассмотрении полно скорее вопросов, чем ответов.
Например, согласно данным AECOM грузопоток с севера на юг и обратно, который и призвана обслужить Rail Baltica, в сумме составляет около 9,6 млн. тонны в год. На направлении Финляндия — Германия железная дорога при благоприятных условиях (!) может перенять до 40% грузов. На направлении Вильнюс-Петербург – 26%. То есть меньше половины. То есть в цифрах – не более 3,5 млн. тонн.
Для сравнения, ежегодный грузооборот Латвийской железной дороги сейчас составляет порядка 50-60 млн. тонн – в зависимости от удачности года (что, в свою очередь, определяется ростом или падением российского транзита). Ежегодные колебания грузооборота на восточном направлении бывают больше, чем весь грузооборот, «нарисованный» нам AECOM на первое время. И это еще если грузоотправители захотят воспользоватся услугами Rail Baltic, отказавшись от морских и автоперевозок.
Понятно, что на таком мизере 3-миллиардный проект не окупится никогда.
Правда, успокаивают исследователи AECOM, к 2030 году грузооборот Rail Baltica может достичь 15-17 млн. тонн в год. А за счет каких это чудес он взлетит до таких высот? Ведь тогда и весь грузопоток Север-Юг в нашем регионе должен вырасти аж до 35 млн. тонн, почти в 4 раза! Но как, Холмс? Население Европы увеличится вдвое? Ее экономика будет расти китайскими темпами по 10% в год? Или в Финляндии откроют залежи нефти, сопоставимые с саудовскими?
Про пассажиров нечего и говорить: один поезд в день из Риги на север, два на юг – это максимум. Опять же очень мало для окупаемости.
Вопросов, как видите, много. И вопросы к Rail Baltic – это только часть главного вопроса. Почему Европа предпочитает финансировать в Латвии все что угодно: постройку мостиков в провинции, переоборудование хуторов под пейзанские гостиницы, миллиардный и крайне сомнительный с точки зрения экономической целесообразности проект «железки»... Но никогда не даст денег на развитие реального производства?
Тут, право, есть о чем поспорить и что пообсуждать.
Но как спорить с людьми, для которых малейшее сомнение в генеральной линии партии есть правый уклон со всеми вытекающим последствиями? Которые привыкли в качестве аргументов использовать не цифры, а истерику и обвинение в предательстве родины?
По сути ведь Кариньш – это реинкарнация советского партийного номенклатурщика, главной задачей которого было не создавать что-то, а блюсти чистоту идеологии. Ну и свой интерес не забывать... Вот он и блюдет. Комиссар в непылном шлеме и европейском костюме.