: С 2012 г. в Китае идёт скрытая рецессия. Рост был только за счёт наращивания потребительского кредитования населения. Эти деньги пошли на потребление. Государство пыталось искусственно удержать экономический рост, не допустить скатывание экономики в депрессивно-кризисное состояние и пыталось заместить падающий экспортный спрос внутренним потреблением методом кредитования. Часть этих денег просочилась на фондовый рынок. Китай пытался вывести из тени деньги, объём которых составлял около 50%ВВП, и заставить работать в реальном секторе экономики. Они запустили фондовый рынок как общегосударственное лото, как МММ. Именно поэтому мы видели этот скачкообразный рост индексов. Эта политика привела к надуванию фондового пузыря.
Они вывели туда деньги огромного количества профанов, абсолютно неквалифицированных инвесторов, школьников, студентов. Те увеличили капитализацию в 6 раз. Вместо того, чтобы загнать туда деньги инвесторов, они насоздавали маржинальных долгов, теперь вливают туда бюджетные деньги на сотни миллиардов долларов, запрещают короткие продажи, запретили IPO, запретили продавать ценные бумаги. Надо было не допускать того, что там школьники торгуют на бирже. Китай очень сильно либерализовал систему, фондовый рынок, открытие счетов, торговлю, но оказался к этому не готов.
Вопрос: Каковы угрозы от падения китайской фондовой биржи для мировой экономики и для России?
Владислав Жуковский: Я думаю, что впереди сложнейшие времена. Китайская экономика была основным локомотивом мировой экономики. Благодаря Китаю росло хоть как-то потребление нефти, энергоносителей, газа и промышленных металлов, которое во всём остальном мире сокращалось. Особенно в Америке, Европе и других странах. Китай буквально зубами и изо всех сил тащил на себе все финансовые рынки и всю мировую экономику. Я боюсь, что Китай уже этого сделать не сможет, и Китаю уже это и не нужно. У них не хватает для этого внутренних источников. Дефицит бюджета 2-2,5% в год. Госдолг Китая растёт.
Ляжет большинство экономик мира. И Канада, и Новая Зеландия, и Австралия, и азиатские экономики. Посмотрите, как себя ведет сейчас свободный индекс валют азиатского региона. Он сейчас пробивает сопротивление к доллару и будет падать на абсолютные исторические минимумы. Все сырьевые валюты уже падают. Потому что закончен сырьевой супер-цикл - растущий цикл в нефти и промышленных металлах. В России ситуация будет хуже, потому что мы не просто сырьевая экономика, как Канада, Австралия, а мы сырьевая колония. Мы есть заморская территория глобального бизнеса.
В странах БРИКС уже две экономики в минусах. Это Бразилия и Россия. Индия и ЮАР тоже будут балансировать в районе нуля. Плюс ко всему кризис системы нефтедоллара и начало удорожания доллара. Это слом бычьего тренда в сырьевых валютах, в сырьевых рынках и сдувание пузырей на развивающихся рынках.
Вопрос: Каковы вероятные сроки падения и тенденции цен в мире?
Владислав Жуковский: Сроки 1,5-2-3 года. Скорее всего, быстрее, чем дольше. В 2006 г. падение китайского рынка заняло год. Сейчас мы уже 2 месяца падение видим, наверно ещё полгода будем видеть. И где-то в целом 8-9 месяцев потребуется для обвала китайского рынка. Но как бы там ни было, с мой сточки зрения, именно новый глобальный медвежий тренд в сырье благодаря Китаю произойдёт уже в конце 2015-начале 2016 г. По нефтяным ценам прогноз: 50-48-40 долларов за баррель. Мы увидим 40 долларов за баррель, я в этом абсолютно уверен. Это уровень поддержки на нижней границе медвежьего диапазона. То есть важным уровнем поддержки было около 49 долларов за баррель, мы от него оттолкнулись в феврале месяце. Падение нефти до 40, а затем до 35 и даже до 30 долларов за баррель произойдёт именно благодаря Китаю. Именно Китай, а не Иран, Ирак, Сирия, Ливия или ИГИЛ, реально стал основным триггером, основным фактом распродажи рискованных активов и обвалом котировок.
Вопрос: Присутствует ли давление на фондовый рынок Китая извне?
Владислав Жуковский: Есть люди, которые склонны видеть в обоссанном подъезде, засранном лифте, в раздолбанном унитазе у них в квартире, под сантиметровым слоем пыли у них на телевизоре происки госдепа, мировой закулисы Ротшильдов-Рокфеллеров. Нет. Я абсолютно не склонен преуменьшать роль глобального управляющего класса бизнеса, но не надо страдать ахинеей и впадать в маразм. Это просто глобальный рынок.
Ротшильды, например, которые в Китае сильны, они понимают, что происходит. Но проблема в том, что остальные ничего не понимают. Все играют в узаконенный МММ и фонд Чара. Да, Ротшильды были в деле, но они заработали денег и из него вышли. А тех, кто там остался, кинут, как лохов. Закон джунглей - закон фондового рынка. Эту систему надо сносить, а пока эта система сносит всех остальных.
Вопрос: Как нам, гражданам и стране в целом удержаться на плаву?
Владислав Жуковский: Во всей этой ситуации островком стабильности, к сожалению, и при всей нелюбви реально останется американский доллар, в котором только-только начинается цикл повышения процентных ставок. Доллар только-только завершает свой девальвационный 30-летний тренд. Только начинает укрепляться. За последние 7 месяцев американский доллар вырос ко всем основным валютам более чем на 18%.
Нам нужна с одной стороны стратегическая национализация ключевых отраслей в экономике для того, чтобы решить проблему дезинтеграции экономики и деиндустриализации, чтоб реально возродить и воссоздать по горизонтали и вертикали производственно-экономическую цепочку создания добавленной стоимости - конечного продукта.
Нам необходимо максимизировать прибыли и доходы на высоких стадиях, на высоких переделах, на стадиях создания конечного продукта потребительско-инвестиционного назначения, а не максимизировать прибыли на начальном этапе извлечения минерального сырья и его первичной переработки и продажи. Сегодня мы гоним за рубеж нефть, газ, лес-кругляк и промышленные металлы, и при этом закупаем за рубежом носки, трусы, колбасу, телефоны и автомобили. Что непозволительно. Мы должны эту систему полностью изменить. Тогда мы будем создавать не 2,5-3 доллара добавленной стоимости в добывающей промышленности, а будем создавать, как европейцы, около 10-12 долларов, или как японцы и корейцы - где-то 14-16 долларов добавленной стоимости. Нам нужно увеличивать индикатор добавленной стоимости раз в 6-7, чтобы быть конкурентоспособными.
Происходит разрыв шаблона. Но как писали классики ещё в 19 веке, когда происходит революция?
Когда накапливаются непримиримые и неразрешимые противоречия между уровнем развития производительных сил и производственных отношений. Мы к этому пришли. Мы к этому шли 25 лет. Мы должны были разрешить эти противоречия ещё в 1998 г., изгнав всю ту гайдаровскую олигархическую шайку из власти. Но тогда это не получилось. Примакова, Маслюкова и Геращенко быстро сняли - и пришли обратно к власти чубайсята в экономике - Греф, Улюкаев, Силуанов, Шувалов и прочие. В 2008 должны были эту проблему решить, но не успели испугаться. Мы быстро отскочили, нефть резко подорожала. Тогда падение цены на нефть было не больше полугода. В мае 2009 г. начался рост цены на нефть. Вот 2014 г. – это реинкарнация кризиса 2008-2009 гг. и закономерный и окончательный итог дефолта "экономики трубы".