"Сейчас не может быть никакой сплочённости, идет война, и она набирает обороты, насколько мы можем судить. Российская сторона сейчас готовит новые сценарии атаки, потому что молниеносных захват, как все уже поняли, не удался. Все поняли, что Украина не является братским народом в традиционном смысле этого слова, это нация, которая борется, и это нация, которая готова дать отпор", - говорит Фрейманис.
Что касается ситуации в Латвии, то социолог относится к сплоченности с легким скептицизмом. "Это хорошая штука - единство. Я полностью согласен с ним в символическом смысле, но есть один момент, который я всегда держу в уме", - говорит Фрейманис, который не понимает, как кто-то может призывать к референдуму о втором государственном языке. В такой ситуации единство просто невозможно.
"Останемся каждый при своем. Это не значит, что нет таких вещей, помимо языка или политики, в рамках которых мы могли бы объединиться. Есть спорт, есть культура, есть экономика, есть много вещей, которые работают независимо от политической системы, потому что есть тесные человеческие контакты", - говорит социолог.
Единственный случай, на его взгляд, когда сплочённость возможна, - это, например, спорт: "Если сборная Латвии когда-нибудь выиграет у Канады по хоккею, все мы, и латыши, и русскоязычные, будем стоять у памятника Свободы, петь песни, исполнять в конце национальный гимн, размахивать флагом и чувствовать себя единым целым. Но потом мы вернемся домой и у нас проснутся совершенно другие отсылки".
"Это различия в ценностях, это различия в культуре, это различия в семейном опыте. Это очень сложные вещи", - резюмирует Фрейманис.