Хотя премьер и министр обороны обещали организовать широкое общественное обсуждение и дискуссии в обществе, на практике все ограничилось коротким обсуждением в узком кругу — мало кто из латвийцев знал, а как можно поучаствовать в общественном обсуждении.
Заберут уже осенью 2023–го?
Напомним: впервые глава оборонного ведомства Артис Пабрикс сообщил о своей инициативе вернуть в Латвию обязательный призыв в начале июля. Тогда же прозвучала и фраза о переходном периоде от 3 до 5 лет.
Предполагалось, что обязательный призыв на срочную службу сроком 11 месяцев (плюс один месяц отпуска в середине службы) начнется не раньше 2025 года, а то и лишь в 2027–м. До этого, начиная со следующего года, мужчины, равно как и женщины, в возрасте от 18 до 27 лет могут проходить срочную службу добровольно.
Внесенный же в правительство на этой неделе законопроект свидетельствует о желании Министерства обороны ускорить обязательный призыв на военную службу. А именно: забрить в солдаты граждан ЛР мужского пола от 18 до 27 лет могут уже со второй половины следующего года, если добровольцев будет недостаточно для комплектации армейских частей. С января же 2024 года планируется уже полностью перейти на обязательный призыв, который, впрочем, часть молодых людей смогут заменить альтернативной или точнее — обязательной гражданской службой.
Также прохождением военной службы будет считаться освоение специального военного курса обучения студентов в вузе. Активную службу в Национальных вооруженных силах можно будет заменить "долгоиграющим" военным обучением в Земессардзе. В этом случае нужно будет появляться на сборах ополченцев в течение не менее пяти лет с учетом прохождения минимум 21–го индивидуального обучения.
В зачет военной службы пойдет и обучение военной медицине в рамкам учебных программ медицинских факультетов вузов и колледжей.
Отсрочку от службы вправе получить учащиеся общеобразовательных и профессионально–технических учебных заведений. В армию не будут призывать осужденных за тяжкие преступления, а также тех, кто находится под следствием — в статусе подозреваемых или обвиняемых. Разумеется, до того момента, пока или с них не снимут этот статус, или они будут оправданы судом. От призыва освободят тех молодых мужчин, которые в одиночку воспитывают (являются опекунами) детей.
Уехал? Вернись и отслужи!
Стоит напомнить, что срочная служба на "принудительной" основе существовала в Латвии 14 лет — с 1 апреля 1992 года до ноября 2006–го. При этом в 1997 году был принят специальный закон об обязательной военной службе, который по своему содержанию весьма похож на нынешний законопроект.
Разница лишь в том, что в 1997 году Латвия не входила в состав Евросоюза и массового оттока молодых латвийцев на ПМЖ за границу просто не могло быть. А значит, и не был актуальным вопрос, как призвать на службу наших соотечественников за рубежом — как тех, кто учится за границей, имея только латвийский паспорт, так и обладателей двойного гражданства.
Понятно, что в 2022 году этот вопрос является очень актуальным. А уж после введения обязательного призыва он станет особенно актуальным. И Минобороны нашло способ или точнее — способы воздействия на потенциальных призывников.
Законопроект предписывает постоянно проживающим за рубежом гражданам ЛР в возрасте от 18 до 26 лет добровольно вернуться в Латвию, чтобы пройти срочную службу сроком 11 месяцев или заменить ее периодическими сборами в Земессардзе в течение 5 лет.
Тем молодым потенциальным срочникам, которые еще не отслужили в армии, будут выдавать паспорта на короткий срок — до достижения ими 26 лет. Уклоняющимся со службы гражданам ЛР, в том числе и проживающим за рубежом, грозит уголовная ответственность, вплоть до тюремного заключения.
Можно ли было все–таки обойтись без обязательного призыва? Специалисты военного ведомства утверждают, что они проанализировали все возможные альтернативы, но пришли к выводу, что без введения срочной службы не обойтись. И на то есть несколько причин.
Не хотели добровольно — будет принудительно
В аннотации к законопроекту эксперты Минобороны ссылаются на новую геополитическую ситуацию в регионе и в Европе в целом. "После нападения России на Украину в Европе изменилась ситуация в сфере безопасности. Эта война подтвердила, что существенно возросла политическая готовность руководства России проводить полномасштабные нескрываемые военные наступления против соседних государств, которые Россия воспринимает как свою сферу влияния", — говорится в аннотации.
При этом нарастить профессиональную службу до необходимой численности в Латвии весьма сложно — и в силу демографической ситуации, и в силу готовности (или точнее — неготовности) молодых людей поступать на военную службу. Так, за весь прошлый год удалось рекрутировать в профессиональную армию только 68 человек при плане плюс 300 ежегодно.
Очевидно, что в связи со снижением рождаемости и эмиграцией в перспективе с набором в профессиональную армию ситуация будет только ухудшаться. Поэтому и возникла необходимость в создании системы призыва на срочную службу.
Сколько удовольствие стоит?
Хотя министр обороны в предвыборный период неохотно говорит о цифрах, то есть о том, сколько содержание призывной армии будет стоить налогоплательщикам, тем не менее даже скромные подсчеты военного ведомства показывают: это дорогое удовольствие. Так, в следующем году понадобится 87,5 миллиона евро, а уже в 2024–м — дополнительно более 301 миллиона евро. Расходы на срочную службу в 2025 году вырастут минимум на почти 456 миллионов евро.
Понятно, что в действительности расходы будут еще выше, ведь планируемого ежемесячного довольствия в размере от 300 до 600 евро на каждого срочника будет явно недостаточно — с учетом бешеной инфляции. Неясно, что будет, если до призыва в армию молодой человек уже успел взять кредит, лизинг или ипотеку.
Как он сможет ее выплачивать во время прохождения срочной службы, получая столь мизерное денежное довольствие? А если у него уже есть семья и двое детей? Кто их будет содержать, если, например, жена не работает? На эти вопросы в законопроекте пока ответа нет. Неясно также какой сейм будет принимать данный закон о срочной службе — уходящий или новый?