Зима 1988 года началась с интенсивного изложения планов по строительству метро. Сирены компартии завлекали трудящиеся массы Латвии сладкими песнями о самом современном виде общественного транспорта, которое есть во всех значимых городах мира. Метро будет построено на "деньги Москвы" с привлечением тысяч завезенных рабочих. Таким образом, "нашествие" мигрантов стало бы массовым.
Этот мигрантский аспект вызвал первые сомнения и пока только внутренние протесты. Но были и другие: сложная подземная структура Риги и многое другое.
Первая конференция по вопросу строительства метро состоялась в Большом зале Латвийского государственного университета 20 февраля 1988 года. Зал был переполнен. "Ни одного свободного места, люди стоят даже на балконах, все, словно наэлектризованные, ждут начала. Не стоит удивляться огромному интересу, вызванному не концертом популярной рок-группы, а предстоящей дискуссией о возможном строительстве рижского метро: людей волнует судьба города. Истинные патриоты своего города всегда будут волноваться за него. На конференции председательствовали Раймонд Эрнштейнс, аспирант физико-математического факультета ЛГУ и руководитель Молодежного экологического центра, и Андрей Пантелеев, аспирант того же факультета и руководитель клуба "Дома", - пишет газета "Падомью яунатне".
Конечно, настроение конференции и итоговые резолюции, как говорится, попали в яблочко: все были против метро. Такому настрою, основанному на объективных фактах, а не только на эмоциях, очень помогла газета "Падомью яунатне", которая весной 1988 года опубликовала десятки (!) статей, в которых эксперты анализировали все аспекты строительства метро. Наряду с этими публикациями газета организовала сбор подписей. Что метро не будет построено, корреспонденту ""Падомью яунатне"" Элите Вейдемане стало ясно 16 июня, когда она написала: "На данный момент мы получили более 3 000 писем на тему метро. 62 человека голосуют за. 42 594 человека - против метро".
Та весна 35 лет назад была очень бурной. Специалисты обосновывали позицию противников метро. Например, инженер-связист Леон Седлер написал письмо редактору: "Если метро будет построено, то кабельной сети связи будет нанесен серьезный ущерб, потому что каждое новое кабельное соединение (муфта) ухудшает качество связи. Предлагаемая линия метро не просто заполнена коммуникационными кабелями Риги - на этом участке под землей закопаны все высокочастотные кабели, соединяющие Рижский район, междугородние, железнодорожные, сигнальные и контрольные кабели. (...) Прежде чем приступить к проектированию замыканий, проектировщикам необходимо изучить техническую документацию всех кабелей, выходящих из города. Это займет не менее пяти лет и парализует техническую часть узлов связи".
...Архитектор Эдгар Пучин, который дал подробное интервью "Падомью яунатне" весной 1988 года (тираж 220 000 экземпляров), сказал: "Метро - мощный вид транспорта, рассчитанный на большой пассажиропоток. Но схема метро с глубокими, соединенными между собой тоннелями при минимальном (или недостаточном?) пассажиропотоке приводит к увеличению потребности в шаге станций, интервале движения поездов и пересадках... Как показали исследования, поездка длиной до семи километров - на глубоких линиях, с шагом станций 1,5 километра - требует больше времени, чем поездка на наземном общественном транспорте.
Но это приблизительно соответствует длине линий метро и расположению станций, а среднее расстояние поездки для одного человека не превысит шести километров. Это означает, что выбранная для проектирования схема столичного метро теряет в Риге те преимущества, которые она имеет в Москве или Ленинграде, и метро становится функционально неэффективным."
Короче говоря, Рига слишком мала, чтобы строить метро: это было бы неэффективно для города. Другие минусы: город превратился бы в вечную строительную яму, возник бы риск проседаний почв, резкий приток рабочих-мигрантов. В Советском Союзе существовало неписаное правило: каждый город с населением более миллиона человек должен был иметь метро. Риге в то время не хватало 150 000 человек. Но у Москвы было особое отношение к Риге: Латвия всегда была одной из любимых республик Москвы... К сожалению, мы до сих пор ощущаем эту "любовь". Если бы метро все-таки начали строить, оно стало бы самым дорогим в СССР: стоимость одного километра достигла бы 26 миллионов рублей.
К черту метро!
27 апреля 1988 года Клуб защиты окружающей среды (ВАК) организовал в Риге демонстрацию и митинг "Метро - нет!". Это было первое массовое мероприятие в рамках нарождающшейся Атмоды. Милиция и КГБ не перпятствовали, несмотря на то, что ВАК за год до этого был объявлен антисоветской организацией. Альфред Рубикс, тогдашний председатель Рижского исполкома, запретил проводить митинг на Эспланаде, поэтому демонстранты отправились в парк Аркадияс в Пардаугаве. В демонстрации и митинге приняли участие около 10 000 человек - с лозунгами "Метро - не друг!" и "Или к черту, метро!"; подъем был потрясающим.
Со сцены "Аркадии" звучали речи не только против строительства метро как "губки" для трудовых мигрантов, но и об экологии и о том, что латыши скоро станут или, возможно, уже стали меньшинством в собственной стране. Участие в такой акции было не только демонстрацией смелости самих участников, но и доказательством того, что советская власть слабеет. Возможно, это предвещало ее скорый конец?
Митинг против метро стал катализатором: собарние ВАК на следующий день было переполнено, а многим даже не хватило анкет для вступления в клуб. Атмода продолжалась, сметая на своем пути любую идею уничтожения Риги и Латвии.
Можем ли мы сегодня объединиться в такой же защите Латвии? Я надеюсь, что да. Вот только нам нужна общая идея, чтобы мы могли вместе сказать: "К черту, ...!".