Многие латвийцы, которые хотят что-нибудь построить, в этом году оказались в настоящей паутине из цен. Например, некоторые материалы за год подорожали втрое, убедились журналисты «Личного дела».
Но если для обычного человека такой скачок означает, что придется отложить ремонт, то латвийскую экономику из-за ситуации с ростом цен на стройматериалы уже начало серьезно лихорадить. Всему виной пандемия Covid-19, говорят эксперты.
«Во многих странах было остановлено строительство, закрыты строительные магазины. И все указывало на то, что после окончания «ковидной» зимы не будет большой активности, из-за этого магазины прекратили закупки стройматериалов. В свою очередь, производители отреагировали снижением объемов производства. В результате у нас сейчас образовался дефицит», — пояснил Кристап Клаусс, исполнительный директор Латвийской федерации лесной промышленности.
Сейчас, по словам Кристапса Клаусса, на латвийских лесопилках очередь из иностранных клиентов, желающих приобрести древесину по очень хорошей цене. На местный рынок уже не хватает — и из-за этого страдают те, кто перерабатывает древесину.
«К сожалению, плохая ситуация у тех, кто выиграл конкурсы в прошлом году или у кого долгосрочные договоры на поставки. Например, в нашей отрасли есть производители продукции серии «Сделай сам» для магазинов типа Depo во Франции. У них цена, по договору, зафиксирована на два года вперед. Они сейчас оказались в ситуации, когда, по сути, субсидируют заказчика, поскольку должны отдавать продукцию дешевле, чем у них получается ее произвести», — добавил Клаусс.
Аналогичная ситуация — в отрасли металлообработки. Здесь также цены подскочили в разы. Кроме того, получить сталь на производство — большая проблема: поставки задерживаются.
«Июньские данные показывают троекратный прирост цен по сравнению с прошлым годом. Это означает, что полностью затруднено планирование. Предприятие должно дать предложение цены на какой-то продукт за три месяца, чтобы клиент мог выбрать. И при этом совершенно неизвестно, как будет расти цена на исходный материал. И вторая проблема — это доступность самих материалов», — рассказал Том Гринфелдс, председатель правления Латвийской ассоциации машиностроения и металлообработки.
Представители отраслей надеются, что к концу года производители нарастят объемы — и цены на материалы упадут. Однако экономист банка Citadele Мартиньш Аболиньш полагает, что на это рассчитывать не приходится: проблема — мирового масштаба. Аналитик допускает, что возможна инфляция, и цены на прежний уровень не вернутся. По его мнению, нынешний кризис отличает дефицит и высокий уровень спроса, обусловленный тем, что в период Covid-кризиса многие страны — и Латвия в их числе — вливали в экономику государственные деньги.
«Если мы смотрим на экономику США, то это первая рецессия в истории, где спрос на долгосрочные товары, например, стиральные машины, прирос. Всегда было так: если рецессия, то спрос на долгосрочные товары падает», — указал он.
По мнению экономиста, поскольку подорожает строительство, возможно, государству придется пересмотреть некоторые инфраструктурные проекты.
«Будет ситуация, что мы будем строить подороже. Делать будем поменьше, чем планировали. И в каких-то местах нужно обсуждать, следует ли это делать сейчас», — добавил Аболиньш.
В условиях пандемии Covid-19 государство делало ставку на развитие крупных инфраструктурных проектов. Таких, как строительство дорог, реализация проекта магистрали Rail Baltica и многих других. Однако в условиях, когда исходные материалы подорожали в два-три раза, у строителей могут возникнуть серьезные проблемы.
«Мы работаем с так называемыми консолидированными закупками. Главные строительные материалы мы закупаем массой. В этом году были закупки канализационных труб и шпал. Эти консолидированные закупки в долгосрочной перспективе позволяют сбалансировать колебания рынка», — пояснил Гирт Браманс, глава отдела стратегической коммуникации RB Rail AS.
Уже в этом июне объединение австрийско-латвийских строительных компаний начнет строительство железнодорожной станции в аэропорту «Рига» — стройка продлится до декабря 2025 года. Строители говорят: не будут просить дополнительно денег.
«Наши специалисты длительное время и очень серьезно готовились к этому тендеру, оценили возможные риски, мы будем строго следовать договорным процедурам», — подчеркнул Александр Милов, председатель совета AS LNK Industries.
Министр сообщения Талис Линкайтс считает, что риски, связанные с удорожанием реализуемых сейчас строительных проектов, должны взять на себя строители, поскольку договоры они заключали ранее.
«Риск роста цен на материалы берет на себя строитель. Для нас сейчас главное — дорожное строительство, где важно изменение цены на нефть, соответственно, меняется цена битума и асфальта», — заявил министр.
Однако нести убытки из-за дороговизны материалов готовы не все строители. В Министерстве экономики журналистам сообщили: начали поступать жалобы от исполнителей — заявления касаются госпроектов. Фирмы хотят «переложить» повышение цен на заказчика. В данном случае — на государство.