В России нет ни одного издания по истории страны, где бы не упоминалась эта крепость — Изборск. Место неподалеку от Пскова значимо во многих отношениях: с ним связано становление княжеской династии Рюриковичей, здесь находилась одна из самых первых на Руси каменных крепостей, здесь был форпост, который первым встречал врага на подступах к Пскову. Многие рыцари обломали копья у этих стен — не случайно называли Изборск "железным градом"…
Во время ноябрьских государственных праздников в России мне представилась возможность побывать в Изборске с псковскими гидами: местное городское бюро путешествий и экскурсий организовало несколько экскурсий в легендарную крепость.
От Пскова до Изборска — 22 километра. Дмитрий Сергеевич Лихачев называл Псковщину "страной крепостей" — вокруг древнего Пскова когда–то было 10 крепостей–форпостов: Опочка, Гдов, Остров, Воронич… Сегодня уцелела единственная — Изборск.
Финны подают пример
Из Пскова к Старому Изборску ведет магистральное шоссе — Рижское. Уходит оно на Эстонию и Латвию. А мы проезжаем деревеньку Моглино. Окрестные жители и псковичи связывают с ней надежды на экономическое благополучие: здесь создается особая экономическая зона, зазывают инвесторов. Из иностранцев уже откликнулись финны — построили лакокрасочное предприятие.
Экскурсоводы не скрывают, что крупных предприятий в области пока раз–два и обчелся. Самые известные — животноводческий комплекс и мясокомбинат в Великих Луках, которые снабжают мясом не только область, но и часть всего Северо–Западного региона России — Новгородскую и Ленинградскую области.
А в советское время и в Пскове были крупные предприятия: выпускали радиодетали, машины для обработки льна. Регион еще с царских времен славился его выращиванием — обеспечивал до трети всего российского экспорта льна. Традиция продолжилась и в советское время: в каждом из районов области были предприятия по переработке льна — всего 22! И выращивали его практически в каждом колхозе. В 1990–е на отрасли решили поставить крест, но сегодня предпринимаются попытки возродить традицию.
Да здравствует туризм!
Вот и Старый Изборск. Сегодня — деревенька, в которой проживает около 600 человек. По сравнению с окрестными селами — немало.
На пути к знаковым местам туристов встречают жители с сувенирными лотками и домашними вкусностями. Тут не только варенья да соленья, но и пироги, копченая рыба. Что ж, Псковщина славится хорошей речной и озерной рыбой — недаром латвийские рыбаки до сих пор едут на Чудское и Псковское озера.
На бревенчатой избе плакат — "Самое вкусное место в Изборске". Это ресторан, но есть кафе, гостиницы. В последние годы туризм — одно из приоритетных направлений не только Изборска, но и области. Давно пора! Чем эти места хуже западных достопримечательностей? Если их довести до ума — сделать подобающие дороги, инфраструктуру, то они дадут фору и многим раскрученным памятникам Золотого кольца России.
В одном только Пскове 38 церквей, многие из которых построены в XIII–XVI веках! Не подделка, а документальное свидетельство духовной жизни Руси и таланта ее мастеровых. Псковичи были знатными каменщиками, участвовали в строительстве храмов и в столицах. Храм Василия Блаженного в Москве и Казанский собор в Санкт–Петербурге строили псковские мастера.
В последние годы в Изборске многое сделано для возрождения этих мест. Разве в советское время были гостиницы, кафе? Поэтому тем, кто во всем хвалит прошлое и ругает новое время, хочется сказать: "Товарищи, протрите глаза".
Труворов крест: легенды и правда
Первым делом мы идем не к крепости, а к древнему городищу. Места так и просятся на холст: с высоких холмов открывается неповторимый вид на озеро и окрестные луга и леса.
Первые жители поселись тут еще в VII веке. Среди них были не только кривичи, словены, но и финно–угорские племена, латгалы. А в 862 году сюда прибыл легендарный варяг Трувор. "Повесть временных лет" рассказывает, что, когда на Руси начались междоусобицы, жители пригласили на княжение трех братьев–варягов — Рюрика, Синеуса и Трувора.
Первый осел в Новгороде, второй — в Белоозере (ныне Белозерск Вологодской области), третий — в Изборске. Рюрик и положил начало русской государственности, от него и пошли Рюриковичи — родоначальники княжеской династии, ставшей впоследствии царской.
О Рюрике и Синеусе никаких материальных свидетельств их пребывания не сохранилось. Что касается Трувора, то многие столетия считалось, что он покоится на погосте Изборского городища — под огромным крестом из известняка. Екатерина II велела даже выбить медаль в честь Трувора. Однако в конце XIX века российскими учеными было доказано, что под крестом нет захоронения. Спустя век — в 1970–е — уже советские ученые определили, что крест не имеет отношения к Трувору: датируется XIV столетием, а легендарный князь умер в 864 году.
И все же крест — уникальное свидетельство прошлого. По мнению большинства исследователей, он был установлен в память о древнем городище: когда оно прекратило существование, жители построили новое укрепление — каменную крепость на горе Жеравьей. Увидеть ее можно с этих же холмов.
Был ли в Изборске Андрей Рублёв?
Впрочем, местные жители до сих пор считают, что под крестом покоится Трувор — не случайно зовется Труворов. А еще они верят, что изборские храмы расписывал Андрей Рублёв — не случайно Андрей Тарковский снимал в Изборске часть своей ленты о великом русском иконописце.
В реальности же иконописец расписывал храмы во Владимире и Москве. Но, согласитесь, без легенд было бы неинтересно.
Однако то, что Изборск стал одной из первых каменных крепостей на Руси, что он всегда был форпостом на пути врагов в глубь страны, что здесь жили храбрые люди, — факт. Об этом немало рассказывается в летописях.
Кто строил Изборскую крепость
Первая крепость была деревянной. А каменную начали возводить в 1330 году. Строили местные жители и псковичи под предводительством псковского посадника Шелоги. Историки рассказывают, что на Руси в то время были каменные крепости, но строили их приглашенные мастера. Эта же — первая, построенная своими силами.
Откроем летопись:
"В лето 6838 (1330) Селога посадник с псковичи и с изборяны поставиша город Изборск на горе Жеравии того же лета и стену камену с плитою учиниша и ровы изрыша под городом…"
Стены и башни крепости построены из местной известняковой плиты на известковом растворе. Высота стен — от 7,5 до 10 метров, средняя толщина — 4 метра, высота башен, которых было семь, — 12–19 метров.
Уже к 1348 году каменная крепость выдержала 8 осад и битв! Если деревянную враг мог поджечь, то новая стала неприступной — не случайно немецкие рыцари назвали Изборск "железным градом".
Вот что пишет летопись:
"В лето 6877. Приидоша немцы къ Изборску в велице силе, с многыми замышлении, с порокы, со възграды, з бораны, хотящее разорити град и дом святого Николы. И стояша 18 днии. Порокы шибающее, возграды привлачюще и тлъкоуще въ стену; и много безумнии троудившеся не оуспеша ничтоже, бог бо храняше град…"
Защитники "железного града"
Немцы, осевшие на территории нынешней Латвии и Эстонии, пытались мечом и огнем нести свои порядки и веру и в русских землях. Но у местных жителей была своя вера — православная. Свидетельство тому — старинные православные храмы на территории крепости и вокруг. Первое упоминание о старейшем — Никольском — относится к 1341 году!
А в апреле 1349 года для освящения Никольского собора в Изборск приезжал псковский князь Юрий итовтович и псковское духовенство.
Если будете на Псковщине, обратите внимание на купола храмов. Многие покрыты осиновой щепой — это историческое покрытие здешних церквей. Осиновая щепа служит от 300 до 400 лет!
"Железный град" выдержал десятки осад и битв: вставал на пути рыцарей, шведов, поляков. Только дважды крепость удалось взять неприятелю. Один раз — польскому королю Стефану Баторию с большим войском.
По словам псковского писателя Валентина Яковлевича Курбатова, эта земля пропитана кровью защитников крепости, которые стояли до конца. Среди них были предки не только славян, но и эстонцев, латышей. Не случайно одна из башен носит название Талавской — от названия государственного образования древних латгалов.
Экскурсовод рассказала и о захоронения латгалов, которое не так давно обнаружено на территории крепости. Представьте, могли бы в Латвии официальные латышские экскурсоводы рассказывать туристам о русском следе в истории Риги, о том, что одна из первых улиц (нынешняя Алдару) еще в XIV веке называлась Русской, что русский квартал включал и нынешнее здание Сейма, что среди основателей Сигулды, Цесиса — нашего всего, куда мы возим туристов, — были русские? Если бы кто–то рискнул, его быстро бы обвинили в "работе на Москву".
А в России — никакого табу, потому что это история, нравится она кому–то или нет…
Когда же придет Трувор?
Народ сегодня оставляет Латвию. Дело каждого, как строить свою жизнь. Я предпочитаю оставаться там, где родился. Потому что это точно такая же моя родина, как и тех, кто нынче провозгласил себя гегемоном. Времена гегемонов в прошлом, и мы имеем точно такие же права на эту землю, как и они.
А вот заряжаться духовно буду ездить через восточную границу. В том числе в Изборск. И вам советую. Чтобы детям и внукам показывать маленькую крепость в российском пограничье, которая всегда стояла на пути врага. А держалась она еще и потому, что защитники были едины — предки русских, латышей, эстонцев.
До правящих Латвии такое не доходит. Может, и сюда когда–нибудь придет свой Трувор?
Илья ДИМЕНШТЕЙН