Начальник разведывательного управления 1-го Белорусского фронта генерал-майор Николай Трусов посетил последний осколок Рейха 17 мая 1945 года: «Мы как бы попали в довоенную фашистскую Германию: всюду видны старые названия улиц, фашистские указатели, кругом свастика, фашистское приветствие поднятием руки и масса немецких военных в сухопутной, эсэсовской и морской форме, все при орденах, со знаками различия. Было очевидно: здесь в полной мере продолжал существовать гитлеровский порядок, действовали фашистские законы. В городе Фленсбурге функционировал городской транспорт, работали магазины, оживленное уличное движение регулировали пожилые полицейские в форме, которую они носили при Гитлере. Во Фленсбургском порту находилось много немецких вооруженных военных кораблей. Экипажи этих кораблей жили обычной жизнью, уходили на берег, возвращались из городского отпуска. На кораблях отбивались склянки и развевались немецкие флаги со свастикой».
Фленсбург стал резиденцией Карла Деница — преемника Адольфа Гитлера. Получив права рейхспрезидента и верховного главнокомандующего, он провозгласил продолжение борьбы с большевизмом, собираясь эвакуировать на Запад как можно больше немцев.
Дениц вовсе не считал себя фигурой комической. Будучи человеком практичным, гроссадмирал был убежден, что противоречия в стане союзников должны неизбежно привести к столкновению США и Великобритании с СССР. И в этой новой войне, рассуждал Дениц, помощь Германии придется западным державам как нельзя кстати.
Во славу Османской империи
Практичность Деница была притчей во языцех. Он родился 16 сентября 1891 года в местечке Грюнау, неподалеку от Берлина. Отец Карла был преуспевающим инженером-оптиком в фирме Карла Цейса, и он смог дать детям хорошее образование. Но Карл идти по стопам отца не хотел, выбрав военную карьеру. Причем молодой человек отдал предпочтение флоту, где простолюдину было сделать карьеру проще, чем в армии с ее засильем прусского дворянства.
Военно-морское образование кадет Дениц получал в училища Киля и Мюрвика. Практику он проходил на легком крейсере «Бреслау», где и остался служить после вручения погон лейтенанта. Забавно, но свою первую войну Дениц начал в составе флота ... Османской империи. Германия укрепила своего союзника по Первой Мировой, передав ей два корабля вместе с экипажем.
«Бреслау», переименованный в «Мидилли», сражался против русских кораблей на Черном море. В июле 1915-го крейсер получил повреждения, подорвавшись на мине, и встал на ремонт. Дениц же временно подался в авиацию, став стрелком и воздушным наблюдателем.
В феврале 1916 года любителя технических новинок отправили на переобучение — Деницу предстояло стать подводником. Субмарины оказались настоящей стихией Карла. Он настолько хорошо зарекомендовал себя в новом качестве, что уже весной 1918 года был назначен командиром подводной лодки UC-25.
Лодка считалась устаревшей, но Дениц за короткий срок записал на свой счет две победы, и ему поручили более современную UB-68. Он потопил еще два судна, однако во время последней операции субмарина получила серьезные повреждения, из-за чего вынуждена была всплыть посреди британской эскадры. Дениц оказался в плену.
Германия капитулировала, и условия мира были для страны тяжелейшими. Касались они, в том числе, и ограничений по численности флота. Карл понял — карьеру продолжат те, кто успеет вернуться в строй раньше других. Ловкач симулировал психическую болезнь, и напуганные британцы отправили его домой почти сразу.
Но в Германии выяснилось, что теперь страна не имеет права владеть подводными силами. Деницу пришлось вернуться на надводные корабли.
Создатель «волчьих стай»
Он относился к той части немецких военных, которых принято называть «реваншистами». Приход к власти Гитлера с его воинственными лозунгами Дениц воспринял как подарок судьбы.
В 1935 году Третий Рейх добился подписания нового соглашения с Великобританией, позволявшего Германии строить подводные лодки. В сентябре 1935 года капитан 1-го ранга Дениц стал командующим 1-й подводной флотилией Германии «Веддиген». Он вступил в противоборство с маститыми адмиралами, ратовавшими за строительство крупных судов. Дениц настаивал — субмарины обходятся дешевле, но эффективность их действий способна быть куда выше.
Гитлер, обративший внимание на моряка, который выражал ему свой искренний и неподдельный восторг, в 1939 году сделал Деница командующим подводным флотом кригсмарине. Разработанная им тактика «волчьих стай» сделала субмарины Третьего Рейха ночным кошмаром союзников. В общей сложности за годы войны немецкие подводники уничтожили около 2800 военных судов и транспортов противника.
«Спасение противоречит основному смыслу военных действий»
В годы Первой Мировой войны были выработаны правила, согласно которым экипаж подводной лодки, атакуя гражданский транспорт, должен принять меры к спасению людей, находящихся на борту. То есть, сначала дать возможность покинуть судно, а уж затем топить его вместе с грузом. Что касается военных кораблей, то предписывалось принимать меры к спасению членов их экипажей после гибели самих судов.
14 сентября 1942 года немецкая подводная лодка U-156 у побережья Либерии потопила британский войсковой транспорт «Лакония», на борту которого находилось свыше 1800 итальянских военнопленных. Лодка поыталась их спасти, буксируя плоты с людьми к берегу, но во время спасательной операции была атакована американскими самолетами и повреждена. После чего Дениц издал приказ «Тритон Ноль», отменявший прежние гуманные нормы: «1. Запрещается предпринимать любые действия по спасению выживших с потопленных судов, включая подъём людей из воды и передачу их на спасательные шлюпки, возврат в нормальное положение перевёрнутых шлюпок, снабжение выживших провизией и водой. Спасение противоречит основному смыслу военных действий, состоящему в уничтожении судов противника и их команд.
2. Приказы о взятии в плен капитанов и главных механиков остаются в силе.
3. Спасайте выживших только при наличии у них важных для подлодки сведений.
4. Будьте непреклонны. Помните, что враг не заботится о женщинах и детях, когда бомбит германские города».
Этот приказ станет одной из причин, по которой Дениц в итоге окажется на скамье подсудимых Нюрнбергского трибунала.
Наследник Гитлера
До поры, до времени тактика Деница давала Германии преимущество, но британские и американские адмиралы тоже не даром ели свой хлеб. Начиная с 1943 года, подводный флот Германии начал нести серьезные потери, постепенно проигрывая войну. Сам Дениц в этот момент был назначен главнокомандующим крингсмарине и произведен в звание гросс-адмирала.
Воспетый немецкой пропагандой как один из главных героев войны, Дениц еще раз продемонстрировал свою практичность в апреле 1945. Свой штаб из окрестностей Берлина он эвакуировал за сутки до того, как эта территория была занята частями Красной Армии.
Гроссадмирал перебрался во Фленсбург, на севере Шлезвиг-Гольштейна, на границе с Данией. Эта зона была далеко от основных боевых действий. Дениц оказался в относительной безопасности, при этом не лишившись доверия Гитлера — где же еще быть командующему флотом, как не рядом с флотской базой? В результате фюрер, считавший предателями едва ли не всех окружающих, в завещании указал в качестве своего преемника Деница, что стало настоящим сюрпризом. Надо сказать, что гроссадмирал быстро освоился в главной роли, взяв курс на сближение с Великобританией и США, оказывая максимальное сопротивление советским войскам.
Впрочем, Верховный главнокомандующий экспедиционными войсками союзников в Западной Европе генерал армии США Дуайт Эйзенхауэр старания Деница не оценил, заявив, что капитулировать немцам придется сразу и на Западе, и на Востоке.
Безоговорочная капитуляция на жизни Фленсбурга не сказалась никак — анклав Третьего Рейха продолжил свое существование. Министры, находившиеся при Денице, не управляли ничем, но гроссадмирал не терял надежды, что США и Великобритания все-таки признают его полномочия.
Однако в Москве стукнули кулаком по столу, поинтересовавшись у западных партнеров: по какой причине Дениц продолжает корчить из себя «нового фюрера» и сколько это еще будет продолжаться?
Союзники решили, что ссориться с товарищем Сталиным здесь и сейчас себе дороже, и 23 мая 1945 года гроссадмирала задержали со всем его правительством. Вскоре Дениц оказался в тюрьме Нюрнберга.
Во время трибунала гроссадмирал заявлял, что просто выполнял приказы, не совершая ничего такого, что не совершали бы моряки других стран. И, надо сказать, что его адвокаты смогли заручиться словами поддержки даже стороны противником Деница. К примеру, не увидел криминала в его действиях главнокомандующий Тихоокеанским флотом США адмирал Честер Уильям Нимиц, написавший, что отдавал аналогичные распоряжения: «Американские субмарины не занимались спасением моряков с вражеских кораблей, если при этом корабли подвергались ненужному или дополнительному риску».
Пенсионер 1-го ранга
Однако не вызывало сомнений в том, что Дениц имел прямое отношение к планам ведения агрессивной войны, будучи членом высшего военного руководства Третьего Рейха. 1 октября 1946 года Нюрнбергский трибунал Дениц был признан виновным в преступлениях против мира и военных преступлениях и приговорен к 10 годам лишения свободы.
По сравнению с другими вождями Третьего Рейха Дениц отделался легко. Отбыв свой срок полностью, он был освобожден из тюрьмы Шпандау 1 октября 1956 года. Уехав на север Германии, он прожил там остаток своих дней.
На исходе жизни Дениц стал истово верующим, местные жители вспоминали, что он регулярно посещал церковь. Написав три книги воспоминаний, он требовал от германского правительства выплат, положенных ему как рейхспрезиденту. Власти ФРГ, однако, платили Деницу пенсию как капитану 1-го ранга, поскольку это звание ему было присвоено до начала войны.
Умер последний гроссадмирал в декабре 1980 года. Военное ведомство Германии не только отказало в отдании ему воинских почестей, но и запретило военнослужащим в форме посещать похороны в частном порядке. В итоге Деница предали земле на сельском кладбище как простого гражданского пенсионера.
"Аргументф и факты".