LAT Пт, 9. Мая Завтра: Einars, Ervins, Klavs
Доступность

Из пионерского детства у меня осталось одно неприятное воспоминание: латвийский режиссер (2)

На днях в кинотеатрах Риги прошла премьера фильма «Молоко матери». Успех был оглушительным -- билеты на первые сеансы были раскуплены задолго до кинопоказа.

Картина «Молоко матери» создана по мотивам одноименного романа-бестселлера Норы Икстены, переведенного на 28 языков мира. Это история трех поколений женщин на фоне исторического периода от 40-х годов до независимости Латвии.

О том, как снимался фильм, «Субботе» рассказала режиссер картины Инара Колмане.

Диктатор или друг?

-- Инара, латвийский зритель хорошо знает и помнит ваши фильмы: «Мой муж Андрей Сахаров», «Мона», «Биллэ», «Руч и Нори», «Секс и СССР»... А с чего все начиналось? Как вы пришли в режиссерскую профессию?

-- Я с детства мечтала стать актрисой и была влюблена в театр. Но судьба распорядилась так, что я пришла в Рижский видеоцентр к Аугусту Сукутсу, создателю знаменитого фестиваля «Арсенал», и так заразилась кино, что это стало моим образом жизни. Работая редактором в Рижском видеоцентре, я параллельно поступила на учебу в ЛГИТМиК (Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. -- Прим. ред.), где получила профессиональное образование.

Годы учебы в Петербурге я вспоминаю как замечательное время в своей жизни, несмотря на то, что нужно было учить и сдавать ненавистные научный коммунизм и историю КПСС. Зато у меня была возможность слушать лекции по искусству в Эрмитаже и Русском музее, и это незабываемо.

-- Принято считать, что режиссер не женская профессия. Или это все-таки не так? Я спрашивала об этом многих женщин-режиссеров: Лайму Жургину, Аллу Сурикову, Татьяну Лиознову... Все отвечали по-разному. Как ответите вы?

-- Я отвечу так. Когда я училась в ЛГИТМиКе, мальчики-однокурсники подшучивали надо мной. Они говорили: «Инара, у тебя все хорошо, ты так красиво и творчески думаешь, но режиссером тебе никогда не стать. Потому что ты не умеешь громко кричать и ругаться матом».

Матом я до сих пор не ругаюсь, кричать тоже не научилась. А режиссером стала. И может быть, именно потому, что я не только режиссер, но и женщина, я создаю на съемочной площадке атмосферу, с которой нет места крику и нервозности.

Все эмоции я держу при себе, ведь на меня смотрит съемочная группа в 50 человек, и каждый из них эмоционально зависит от моей реакции. Если я спокойна и уверена в себе, то все, кто работает со мной в этот момент, попадают в резонанс с моим настроением, а если я начну нервничать и суетиться, то ничего хорошего из этого не выйдет.

Кадр из фильма "Молоко матери"

-- Значит, определение «режиссер-диктатор» -- это не про вас?

-- Не про меня. Я не диктатор, я друг. Прислушиваюсь и к художнику, и к оператору, и к актерам. Но последнее слово всегда оставляю за собой. Режиссер -- это как капитан корабля: какой курс проложишь -- так судно и поплывет.

-- В вашем творческом багаже есть как документальные, так и художественные фильмы. Какое кино труднее снимать?

-- Если говорить откровенно, то документальное кино снимать сложнее. Сама жизнь предлагает сюжеты, которые могут резко поменяться, и ты должен быть готов отреагировать на любую ситуацию.

Документальное кино для меня -- это мои уроки. Пройдя через судьбы своих героев, я прожила несколько жизней и приобрела тот жизненный опыт, благодаря которому смогла выйти на параллельную дорогу, то есть снимать художественное кино.

Семейный роман

-- Почему для своего нового фильма вы выбрали роман «Молоко матери» Норы Икстены?

-- Я обожаю все работы Норы, а ее роман «Молоко матери» прочла за одну ночь -- не могла оторваться! Я читала и сразу видела все в картинах. Перевернув последнюю страницу, я уже точно знала, как надо снимать фильм.

Сначала я поделилась этой идеей с мужем (писателем и сценаристом Арвисом Колманисом. -- Прим. ред.). Он прочел роман и вынес вердикт: «Перевести книгу на киноязык сложно, но можно». Потом обратилась к Норе. «Знаешь, -- сказала мне она. -- Я тоже недавно подумала, что это мог бы быть фильм, который режиссируешь ты». Мы сошлись на одном дыхании, и это было прекрасно.

-- Книга «Молоко матери» -- это семейная история. Создание фильма отчасти тоже, так как сценарий к картине написал ваш муж. Легко ли это -- работать с близким человеком?

-- Это очень удобно. Мы можем говорить о персонажах, образах и поворотах сюжета с утра до вечера: за завтраком, обедом, ужином. Обсуждать, спорить, что-то придумывать вместе.

Правда, на этот раз при работе над картиной я отказалась от активного вмешательства в сценарный процесс. Потому что когда мы с мужем создавали фильм «Мона», это выглядело так. Он ночью пишет -- я утром читаю и говорю: «Ой, ну какая же женщина так поступит?! Пойду-ка перепишу!» Вечером даю мужу почитать то, что у меня получилось, а Арвис говорит: «Ой, ну какой мужчина так поступит?! Пойду-ка перепишу». И так без конца.

Поэтому сейчас я просто старалась создать дома для мужа спокойную творческую атмосферу, чтобы он мог работать.

-- Одобрила ли фильм автор книги Нора Икстена? Писатели редко довольны экранизацией своих произведений, потому что сценарист всегда что-то перекраивает, меняет...

-- Да, перед Арвисом стояла непростая задача. Если экранизировать всю книгу, то получится фильм на шесть часов. Пришлось сокращать: оставлять главное, убирать что-то менее значимое.

Наконец мы дали почитать готовый сценарий Норе, и были счастливы, что она согласилась с ним полностью. Правда, это был уже 15-й вариант...

Во время съемок мы также советовались с Норой -- в основном по поводу образов. Нам хотелось выстроить их идеально.

Два года и четыре младенца

-- Фильм снимался два года. Как пандемия повлияла на съемочный процесс?

-- Отчасти ковид нам помешал, а отчасти принес пользу. Дело в том, что к концу пандемии театры еще были закрыты -- а значит, актеры свободны и мы могли спокойно с ними работать. Был и еще один плюс: за те два года, в течение которых снимался фильм, одна из наших юных актрис Рута Кронберга, исполняющая роль Норы, подросла, что и требовалось по сюжету картины.

-- Эта та самая девочка, которая играла в вашем предыдущем фильме «Биллэ»?

-- Да, можно сказать, что я воспитала себе актрису. Недаром же говорят, что у режиссеров есть любимчики. (Улыбается.) Похожая история произошла с актрисой Майей Довейкой, которая сыграла в «Молоке матери» Астру. В фильме «Биллэ» она играла эпизодическую роль, но я ее заметила и, приступая к работе над новой картиной, уже точно знала, что в главной роли буду снимать ее.

Кадр из фильма "Молоко матери"

-- Ваш фильм охватывает длительный исторический период: от 40-х годов до Атмоды. За это время Астра проходит путь от рождения до зрелости. Сколько актрис работали на картине, чтобы передать образ героини в разных возрастах?

-- Четыре. Астру в зрелости играет, как я уже говорила, Майя Довейка, в молодости -- Элина Васка-Ботере, а в детстве, в пионерском возрасте, -- школьница Мадара Маза. Мы проводили серьезный кастинг в школах, чтобы найти девочку, которая будет похожа на Майю.

-- А кто четвертая актриса?

-- Астру в младенчестве у нас попеременно играли сразу четыре младенца. Они замечательно справились ролью -- если надо было плакать, то плакали. Хочу сказать, что у нас в Латвии очень храбрые мамы. Они с удовольствием отдавали детей на съемки. Я своего ребенка, наверное, не отдала бы.

Правда, мы делали все возможное и невозможное, чтобы дети не уставали. Успокаивали, боялись побеспокоить, если они засыпали, тут же переходили на шепот... Атмосфера на площадке царила совершенно необыкновенная!

Латышский, литовский, русский...

-- Сегодня модно снимать в кино непрофессиональных актеров. В вашем фильме тоже без них не обошлось. Почему? Разве они лучше профессионалов?

-- Кино по сравнению с театром более органичное искусство. В нем важны нестандартные типажи. Сейчас много сериалов, много актеров, но Латвия страна небольшая -- на экране нужны новые лица.

В книге, а следовательно, и в картине, есть очень сильный и светлый образ -- Ессе. Это необычная женщина, она гермафродит. Сначала я искала для этой роли какую-то сутулую, антиженственную актрису... Но когда увидела Зане Биеренде -- к слову, обладающую совсем другой внешностью, -- то поняла: вот он, образ Ессе!

Зане не играет, а живет в фильме. Это история о том, что иногда режиссер может создать для человека роль, в которой он будет играть самого себя, и это будет вполне профессионально.

-- В работе над фильмом «Молоко матери» участвовали представители разных стран: Латвии, Литвы, Чехии, Украины, Бельгии... Откуда такая интернациональная команда?

-- Литовский продюсер нашел нам замечательного оператора Роландаса Леонавичуса. Я посмотрела его работы и мне очень понравился его стиль, так же, как и стиль литовского художника Альгидаса Гарбачаускиса, известного по сериалу «Сиси». Режиссером монтажа у нас был Михаил Ланский из Чехии. В Бельгии нам сделали цветокоррекцию, спецэффекты...

В картине снялся украинский актер Олексей Горбунов, его нашла для нас продюсер Екатерина Ланская, -- он сыграл в фильме небольшую, но очень яркую роль. Роль Серафимы исполнила замечательная актриса Рижского русского театра Екатерина Фролова.

На съемочной площадке у нас звучали латышский, литовский, русский, английский языки, и это было здорово!

Юность времён СССР

-- Одним из героев картины, безусловно, является время: 50-е, 60-е, 70-е, 80-е годы. Как вы воссоздавали в кадре быт советского времени?

-- Для художника картины это был вызов: каждую локацию мы начинали с нуля. Ведь нужно было воспроизвести советский быт до мельчайших деталей: начиная от бобинных магнитофонов и заканчивая черно-белыми телевизорами. Мне казалось, что люди не хранят вещи того времени. Но я ошиблась -- еще как хранят! Нам приносили старые часы, радиоприемники, статуэтки... Мы даже нашли целый ящик со школьной формой того времени. Особенно сложно было с советской мебелью, потому что собрать ее можно только один раз.

-- Каждая бытовая деталь в картине воссоздает атмосферу нашей юности. Чего только стоит пионерский антураж! Красные галстуки, барабаны, горны... Возможно, у кого-то эти сцены вызовут отторжение, а кто-то с улыбкой вспомнит свое пионерское детство. Как вспоминаете этот период вы?

-- Я помню, что было много хорошего. Сказать, что все было плохо, значило бы отречься от своего детства, школьных друзей, первой любви. С другой стороны, сейчас, взглянув на свое прошлое с высоты десятилетий, мы понимаем, в каких рамках мы жили, как они давили нас, как сужались...

Из пионерского детства у меня осталось одно неприятное воспоминание. Наша классная руководительница была фанатом строевой подготовки. Собирала нас в тройки и заставляла маршировать во дворе. Мы покорно шагали, а из открытых окон над нами смеялись одноклассники, которым посчастливилось не попасть в эту тройку.

-- В фильме пионеров играют современные дети, которые ничего не знают о том времени и кто такие пионеры. Вы им что-то об этом рассказывали?

-- Да, конечно. Детям все было в диковинку. И то, что галстуки носили, и то, что у девочек были передники: черный на будний день и белый на праздничный. Ребята снимались с огромным удовольствием -- им все было интересно.

-- Главная героиня Астра тоже является своего рода пионером, так как она была первым ученым в Латвии, который стал внедрять искусственное оплодотворение. Консультировались ли вы с врачами, чтобы все выглядело достоверно?

-- Поликлинику, в которой работала Астра, мы снимали в Лимбажи, в старом корпусе, поскольку нужно было найти что-то пообшарпаннее. А из нового корпуса мы пригласили врачей, которые рассказали Майе Довейке подробности гинекологических манипуляций -- например, какими были смотровые зеркала, как ими пользовались, и другие детали.

Soviet Milk

-- Почему в английском варианте ваш фильм называется Soviet Milk?

-- Мы позаимствовали это название из английской редакции книги. Переводя роман на английский язык, издатели убедили Нору Икстену в том, что так лучше звучит. Мы решили пойти по стопам книги, поскольку в Европе роман известен именно под таким названием.

-- Карен Оганесян и Дмитрий Дюжев, создатели картины «Мамы», говорили, что им хотелось бы, чтобы люди, выйдя из кинотеатра после просмотра, позвонили своим родителям. А какой реакции от зрителей ждете вы?

-- Мне хотелось бы, чтобы зрители после просмотра картины испытали чувство очищения. Это очень светлое чувство. Пусть те, кто жил в это время, вспомнят свою юность, а молодые люди узнают что-то новое об эпохе, через которую прошла наша страна.

-- Ваш документальный фильм «Мой муж Андрей Сахаров» в свое время получил признание в Швеции, Норвегии, Испании, России, США... Как вы думаете, ждет ли новый фильм такая же звездная судьба?

-- Загадывать рано. В феврале «Молоко матери» едет в Германию, на фестиваль Берлинале, потом на Римский фестиваль... Как говорится, поживем -- увидим.

Елена СМЕХОВА

Комментарии (2) 81 реакций
Комментарии (2) 81 реакций
Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

Для меня это знак, что люди так это воспринимают: режиссер Кайришс о обидевшихся на него русских (2)

Русскоязычные жители Латвии обиделись на режиссера Виестурса Кайриньша, который перед премьерой своей постановки "Вишневый сад" в Рижском русском театре им. М. Чехова заявил следующее: «Конечно, сам по себе русский язык не является злом. Но те, кто его используют, несут зло». Со стороны русской интеллегенции Латвии даже прозвучали призывы бойкотировать спектакль.

Русскоязычные жители Латвии обиделись на режиссера Виестурса Кайриньша, который перед премьерой своей постановки "Вишневый сад" в Рижском русском театре им. М. Чехова заявил следующее: «Конечно, сам по себе русский язык не является злом. Но те, кто его используют, несут зло». Со стороны русской интеллегенции Латвии даже прозвучали призывы бойкотировать спектакль.

Читать
Загрузка

За побег от полиции — уголовное наказание. «Но при условии, что совершено еще одно нарушение»: Андрей Юдин (2)

Попытка бегства от полиции для водителей транспортных средств теперь может обернуться реальным тюремным сроком. До сих пор за такие действия в Латвии водителям грозила лишь административная ответственность. Теперь же, после изменения  закона, за побег от полиции виновному может грозить  уголовное наказание.

Попытка бегства от полиции для водителей транспортных средств теперь может обернуться реальным тюремным сроком. До сих пор за такие действия в Латвии водителям грозила лишь административная ответственность. Теперь же, после изменения  закона, за побег от полиции виновному может грозить  уголовное наказание.

Читать

Служил в Перу, критиковал Вэнса: что известно о новом папе Льве XIV (2)

Новый папа римский, 69-летний Роберт Прево, принявший имя Лев XIV, стал первым понтификом из США (и вообще из Северной Америки), но при этом много лет жил в Перу и имеет гражданство этой страны. Рассказываем, что еще известно о фигуре нового понтифика.

Новый папа римский, 69-летний Роберт Прево, принявший имя Лев XIV, стал первым понтификом из США (и вообще из Северной Америки), но при этом много лет жил в Перу и имеет гражданство этой страны. Рассказываем, что еще известно о фигуре нового понтифика.

Читать

В Латвии зафиксирована первая в этой году вспышка африканской чумы свиней (2)

Первая в этом году вспышка африканской чумы свиней (АЧС) среди домашних свиней в Латвии обнаружена на ферме с 36 свиньями в Джукстской волости Тукумского края, сообщили агентству ЛЕТА в Продовольственно-ветеринарной службе (ПВС).

Первая в этом году вспышка африканской чумы свиней (АЧС) среди домашних свиней в Латвии обнаружена на ферме с 36 свиньями в Джукстской волости Тукумского края, сообщили агентству ЛЕТА в Продовольственно-ветеринарной службе (ПВС).

Читать

Если самооборона, почему столько выстрелов? Дело об убийстве подростка в лесу окончилось вердиктом (2)

В апреле 2022 года, в лесу, недалеко от торгового центра Alfa, был убит подросток. И еще один - ранен. Стрелявшим по молодым людям оказался Андрей Крылов, который утверждал, что применил оружие в качестве самообороны. Однако вчера суд постановил посадить Крылова на 17 лет с еще двумя годами пробационного надзора после срока, сообщает программа Degpunktā телеканала TV3.

В апреле 2022 года, в лесу, недалеко от торгового центра Alfa, был убит подросток. И еще один - ранен. Стрелявшим по молодым людям оказался Андрей Крылов, который утверждал, что применил оружие в качестве самообороны. Однако вчера суд постановил посадить Крылова на 17 лет с еще двумя годами пробационного надзора после срока, сообщает программа Degpunktā телеканала TV3.

Читать

Зарплаты как в Европе, а работа как…. где? Pietiek о желании министров «жить как там» (2)

«В политическом пространстве Латвии часто слышен аргумент: «В развитых странах министры зарабатывают больше — нам это тоже положено». Это сравнение приводится как аксиома, как бесспорное оправдание требований о повышении заработной платы. Однако эта риторика является избирательной, сознательно игнорируя те элементы, которые действительно делают эти страны развитыми – ответственность, прозрачность, общественное доверие и результаты, - пишет Вилор Эйхманис на портале Pietiek.com.

«В политическом пространстве Латвии часто слышен аргумент: «В развитых странах министры зарабатывают больше — нам это тоже положено». Это сравнение приводится как аксиома, как бесспорное оправдание требований о повышении заработной платы. Однако эта риторика является избирательной, сознательно игнорируя те элементы, которые действительно делают эти страны развитыми – ответственность, прозрачность, общественное доверие и результаты, - пишет Вилор Эйхманис на портале Pietiek.com.

Читать

«Aiz šiem vārtiem vaid zeme»: в Саласпилсе провели поминальный молебен. ФОТО (2)

В Саласпилсе на территории у подножия Саласписского мемориального ансамбля сотни человек сегодня, 8 мая, собрались на поминальную службу.

В Саласпилсе на территории у подножия Саласписского мемориального ансамбля сотни человек сегодня, 8 мая, собрались на поминальную службу.

Читать