Латышских легионеров сейчас нередко называют борцами за свободу Латвии. Однако ученый Латвийского исторического института Карлис Кангерис подвергает эту точку зрения сомнению. Он планирует издать книгу про латышский легион и политическую закулису его создания.
«У меня собраны материалы, которые пока что я еще не публиковал, – рассказал он агентству LETA. – Не было такого, что немцы мобилизовали, а латыши подчинились. Надо понимать и политические аспекты создания латышского легиона. Сегодня утверждается, что все легионеры сражались за свободную Латвию.
Мой отец тоже был легионером, но от него я никогда не слышал, что он боролся за свободу Латвии.
Теперь взгляд на исторические реалии сместился с призмы советских времен в другую точку. Мне не нравится, что в этом году 16 марта к памятнику Свободы был возложен легионерский форменный знак, что дало повод для упреков в связи с немецкой СС. Это заставляет задуматься, не политизируем ли мы латышский легион для нынешних нужд. Я много писал про латышский легион, и сейчас надо написать заключительный труд».
Кангерис недоволен тем, что исторические исследования не носят в Латвии системный характер. Когда создавалась Латвийская комиссия историков, надо было строго определить цели и задачи исследования, что и кому нужно изучать, а так исследования пошли на самотек, считает он. В результате собраны и опубликованы достаточно объемные материалы, но в них есть пробелы – не все вопросы закрыты.
Перед Комиссией историков была поставлена специфическая задача – оценить историю военного времени, под которой подразумевался не только холокост, но и немецкая и советская оккупации. Многое в этом плане сделано – комиссия издала 28 томов исследований, но многого до сих пор не хватает.
По мнению Кангериса, большая работа еще предстоит в изучении немецкой оккупации на локальном уровне, например, известно, как работала центральная немецкая администрация, но не описано, как работали местные управы.
«У нас нет исследований, например, по хозяйственной политике Германии, – говорит историк. – Есть отдельные работы о Латвии в 1944 году, когда на нашу территорию были ввезены 150 000 русских. Издана книга о Саласпилсском концлагере, где есть также указания на различное понимание истории, на те интерпретации и фальсификации, от которых надо освободиться.
Надо продолжать изучение и времен СССР. Работает комиссия, которая подсчитывает убытки от советской оккупации, но надо продолжать более обширное исследование, чтобы шаг за шагом заполнять «пустые клетки». Тут не годятся кампании, которые заканчиваются, если исследование не продолжают».