Солнце палило немилосердно, когда мы выезжали из Риги в Вентспилс. Пока автор этих строк крутил руль автомобиля, супруга Марина изучала по смартфону информацию, касающуюся истории латвийского кинематографа.
Оказывается, первые киносъемки на территории Латвии были произведены в 1910 году, когда оператор Александр Станке снял кинохронику о приезде в Ригу императора Николая II и об открытии памятника Петру I. А первый киносеанс в Риге состоялся 9 июня 1896 года (28 мая по старому стилю) в доме по улице Калькю, 11, принадлежащем русскому купцу Василию Алиханову.
Кинопроизводство было и в годы Первой республики. Достаточно вспомнить фильм «Сын рыбака", поставленный по повести Вилиса Лациса, официально считающегося сейчас предателем родины.
До сих пор вполне смотрибельными являются и фильмы Рижской киностудии уже советской Латвии. Чего стоят только фильм «Театр» Яниса Стрейча или знаменитые детективы — к примеру, «Шах королеве бриллиантов» или «Двойной капкан".
К сожалению, от Рижской киностудии осталась разве что табличка на улице Бривибас при повороте на Межциемс. Поэтому, когда в Латвийской Республике решили снять исторический блокбастер, посвященный событиям осени 1919 года в Риге — отражению нападения войск Бермондта-Авалова, надо было строить новый киногородок.
В поместье Слампе возвели декорации. Фильм RIgas sargi («Стражи Риги») вышел на экраны в 2004 году. По окончании съемок декорации решили не сносить, а зарабатывать на них теперь уже за счет туристов. За 15 лет туристический маршрут стал популярным, а Cinevilla начала разрастаться. Появились несколько гостиниц (можно даже переночевать в вагончике актеров), курземское подворье. Так что поездка обещала быть интересной.
Перенестись в прошлое
На миг показалось, что мы перенеслись на 100 лет назад. Перед нами предстало здание рижской Ратуши — не современный новодел, а то, что было изображено на старинной открытке, которую еще в детстве я нашел в сундуке на чердаке.
Мостовая была вымощена неровным булыжником, а в находящемся рядом здании ветер колыхал полотнище шторы в разбитом стекле. Но стоило взглянуть на постройку под иным ракурсом, как видение исчезало. Это была только стена фасада, подпираемая с противоположной стороны металлическими опорами. Да и за окнами ничего не было. Вот она, иллюзия кино.
Но в городок еще нужно было попасть. Для этого надо было заплатить на входе 3 евро за билет. За дополнительную плату предлагалась возможность облачиться в форменную одежду солдат латвийской армии или противостоящей ей армии Бермондта.
Можно было возвыситься над схваткой и выбрать форму английских моряков или вообще остаться гражданским. Но было слишком жарко, и напяливать на себя шерстяной длиннополый сюртук и картуз на голову, равно как жене облачаться в длинное белое платье медсестры, как-то не хотелось. Однако при желании здесь можно вполне устроить, к примеру, костюмированную свадьбу в стиле столетней давности и даже снять профессиональный фильм.
Прогулки по городу
«Синевилла» разделена на две части: Вецригу и Пардаугаву. Прежде всего захотелось потрогать фасад Ратуши. Действительно, он был выполнен из прочного пенопласта и покрыт специальной краской. Стоило отойти чуть-чуть подальше, чтобы имитация камня выглядела как натуральная.
Так как для съемок была воспроизведена атмосфера осени 1919 года, когда больше месяца по Даугаве фактически проходила линия фронта, то на фасадах, воссоздававших не сохранившуюся до наших дней застройку набережной Даугавы возле железнодорожного моста, видны следы от обстрелов. Когда-то это был торговый район. Поэтому на стенах воссозданы вывески на старолатышском (без гарумзиме), русском и немецком языках: «Аптека», «Сигарный бар», «Магазин модных товаров и белья», «Пивная»,
«Колониальные товары».
Единственное, что было настоящим среди всех бутафорских объектов, — это домик почтового отделения. Там можно было отправить стилизованную под почтовое отправление начала XX века открытку со штемпелем Cinevilla.
По сюжету фильма «Стражи Риги", основной схваткой была борьба за Железный (Земгальский) мост. От него остались только опоры, возвышающиеся из Даугавы, на Луцавсале и на набережной 11 Ноября. Воочию посмотреть и даже по нему пройтись можно в «Синевилле», где воссоздан его фрагмент.
Для XIX века сооружение было вполне монументальным. Мост представлял собой ажурный тоннель из продольных балок, соединенных крест-накрест системой стяжек. Железо для сооружения конструкций моста поставляли из Англии, а гранитные плиты для облицовки опор — из Стокгольма и Карлскруны. Именно их еще можно видеть на уцелевших опорах в Риге. Конечно, киношный мост представляет собой имитацию, но выполненную вполне профессионально.
Попасть в Пардаугаву, прошагав по мосту, не получится. Но уголок этого района Риги расположен в двух шагах. Его характерной визитной карточкой служат фасады деревянных домов, которые еще сохранились возле станции Торнякалнс.
Здесь же находится и ее имитация. Но железнодорожные пути, расположенные неподалеку от входа, настоящие, так же как и паровоз, где можно забраться в кабину машиниста и в вагоны. Как и положено Пардаугаве, воссоздано и здание церкви в виде фасада. Оно как будто сошло с полотна латышского художника Яниса Розенталя «Выход из церкви".
Для того чтобы обойти все 40 объектов, вам может потребоваться целый день. Так, специально для фильма режиссера Яниса Стрейча Rudolfa mantojums («Наследие Рудольфа») было построено хозяйство Рудольфа — поместье богатого крестьянина из Курземе с хозяйскими постройками, баней. Были выкопан пруд и разбит настоящий сад из плодовых деревьев.
Когда жара стала невыносимой, нам пришлось скрыться в трактирчике, устроенном в здании, в котором во время съемок находилось пожарное депо. Наличие средств пожаротушения является обязательным условием съемочного процесса. Но теперь здесь можно выпить кофе или минералки.
Александр ФЕДОТОВ