И. Межс продолжает: "Умерли многие тысячи людей, которые были бы еще живы, не будь этой пандемии. Это были преждевременные смерти, также у людей, которым может быть было уже 90 лет. Надеюсь, что данная тенденция в этом году уже сильно уменьшится и в последующие годы число умерших вернется к привычным 27-28 тысячам в год».
«Говоря о низком числе родившихся, надо указать, что мы уже в 2020 году были очень близки к минимуму столетия, и в прошлом году пережили изменения только на несколько сотен. К сожалению, нам нужно быть реалистами, надо привыкнуть к этой негативной статистике и надо научиться с ней сосуществовать, ибо в ближайшем будущем она определенно не улучшится.
Это определяется многими факторами, однако главный — мы в негативном смысле наслаждаемся плодами спада, которые наметились в девяностые годы. Ибо те, кому сегодня нужно быть родителями, являются родившимися в девяностые годы. Общее число потенциальных матерей тем самым стало существенно меньшим и с каждым годом еще более уменьшается, с полным «выходом из игры» поколения восьмидесятых годов».
И. Межс оценивает и миграционные потоки, в частности, прибытие в Лавтию украинцев:
«Вероятнее всего - условно половина, между 10 и 20 тысячами, здесь останется на год или дольше. Скорее всего, несколько тысяч останутся здесь насовсем, и спасибо им за это! Я думаю, что общество от этого только выиграет: их дети точно будут не меньшими латышами, чем латышские дети. К сожалению, если мы говорим о выехавших гражданах Латвии, большая часть из них останется в странах своего проживания.
Нам нужно осознать, что около 20-30% молодых людей в возрасте от 20 до 35 лет уехали. Также удельный вес приехавших и уехавших латвийских граждан какие-то годы сохранится с небольшим знаком минус. Но, так как в Эстонии и Литве это уже перешло в плюс, я думаю, что этому нужно было бы произойти и в Латвии».