Накануне латвийская погранохрана задержала и сразу же выдворила из страны главу латвийского мотоклуба Night Wolves MC («Ночные Волки») 51-летнего Игоря Лакатоша. Как уже писал Rus.lsm.lv, МВД уведомило, что на основании Полиции безопасности глава МВД Рихард Козловскис внес Лакатоша в т.н. «черный список» иностранцев, которым запрещен въезд на территорию Латвии и пребывание в стране. Никаких других подробностей ведомство не сообщило, и то, что речь идет о постоянном жителе Латвии, не уточнило.
Лакатош, между тем, прожил в Латвии около 30 лет, сообщает LTV7. Его жена и совершеннолетняя дочь — гражданки Латвии (как убедился Rus.lsm.lv в архиве официального издания Latvijas Vēstnesis, гражданство они получили в 2005 году, пройдя натурализацию).
Депортация, как сообщает со ссылкой на рассказ Лакатоша LTV7, выглядела следующим образом. Лакатош находился у своей дочери в Юрмале. Пришли пограничники, попросили документы и увели. Доставили в участок и там через 20 минут предъявили постановление о лишении вида на жительство. Допустимые по закону 48 часов ждать не стали — в тот же день выслали в Москву.
Внесение в «черный список» стало для Лакатоша сюрпризом. Причиной, по его словам, мог стать прошлогодний мотопробег Москва-Берлин, в котором он участвовал вместе с байкерами из российского клуба «Ночные Волки». Приуроченный к 9 мая мотопробег почти мгновенно стал скандальным: как тогда писал Rus.lsm.lv, несколько стран отказали его участникам в визах.
От детальных комментариев Лакатош пока отказывается — «Эти вопросы нужно согласовывать юридически. Адвокат мне посоветовал пока не комментировать». Однако не исключает возможность оспорить решение МВД в суде — вплоть до Европейского по правам человека. Вероятная аргументация — выдворение из страны разрушает семью и, следовательно, может нарушать права человека.
«Каждый случай нужно оценивать индивидуально. Могут быть обстоятельства, говорящие в пользу выдворения, и против. Например, семейные связи — когда здесь остаются родственники. Но в каждом случае нужно смотреть, насколько сильны эти семейные связи. Считается, что связь между взрослыми детьми и родителями — недостаточна, чтобы не выдворять человека. Связь с [престарелыми] родителями, которым нужен уход и с детьми — может быть достаточной. Но один факт брака не может быть решающим», — заявил LTV7 судья Европейского суда по правам человека Мартиньш Митс.
По крайней мере одно внешне похожее дело латвийская Фемида уже рассматривала. В 2004 году на основании рекомендации той же Полиции безопасности из страны выдворили Александра Казакова. Этот гражданин России и постоянный житель Латвии был одним из лидеров протестного движения против перевода школ нацменьшинств на латышский язык обучения. Казаков был выслан в РФ, и его интересы в Латвии представляла адвокат Елизавета Кривцова.
«Мы долго пытались узнать — за что именно? И только в ходе судебного процесса Полиция безопасности сказала, что дело в его высказываниях и открытой оппозиционной деятельности. Полиция безопасности зачастую путает угрозы безопасности и угрозы курса правительству...», — заявила LTV7 Кривцова.
Департамент по административным делам Сената Верховного суда Латвийской Республики 26 февраля 2006 года постановил: глава МВД допустил процессуальные нарушения, в частности, вообще не рассматривая степень связи Казакова и Латвии и налагаемые в результате депортации на частную жизнь Казакова ограничения. Прочие обстоятельства дела судьи даже не стали оценивать, сочтя установленное нарушение достаточным для того, чтобы признать решение о включении в «черным список» не имеющим силы с момента принятия.
Правда, вернуться Казакову это не помогло. МВД выполнило не подлежавший обжалованию вердикт и вычеркнуло Казакова из списка невъездных — однако однако он тут же был внесен в «черный список» МИДа. Попыток добиться исключения и из него Казаков уже не предпринимал.