«Паша, мой любимый! Сегодня лечу на фронт, пожелай мне удачи. Я знаю, Паша, что война будет для меня суровым испытанием, но я уверена в себе — вынесу, переборю любые трудности. Я их никогда не боялась и не боюсь. Моё поступление в академию, сам понимаешь, придётся отложить до времени, пока полностью разобьем врага. Твоя Катюша».
Любовная история Кати Зеленко и Паши Игнатенко началась за несколько месяцев до Великой Отечественной. Они были сослуживцами, ходили в театр, в кино. Но от однополчан отношения скрывали. Несколько раз Паша предлагал Катюше выйти за него замуж. А ей казалось, это неправильно, она ведь была единственной женщиной полка. Во время беременности стала туже затягивать ремень, чтобы никто не заметил округлившегося живота. И, видимо, навредила себе.
Роды двойней были преждевременные. Один мальчик родился мертвым, второй прожил 12 часов. Катя места себе не находила от горя. Но надо было продолжать жить. Служить. Вскоре началась война. И тут уж было не до размышлений кто виноват и что делать. Катюша спрятала волосики умершего сына в медальон и всегда держала при себе.
В мае она в очередной раз отказалась выходить замуж за Павла — он тогда поступал в Академию Жуковского, Катя тоже хотела приехать в Москву на учебу. А там можно было и расписаться.
Война спутала все планы, и Катя уступила напору Павла. В августе 1941-го они стали мужем и женой. Так родилась семья пилотов, которой была уготована короткая и трагическая судьба.
Орден от Калинина
Как Катюша влюбилась в небо непонятно, только еще в детстве она прыгала с сарая с зонтиком, представляя себя парашютисткой. После семилетки отправилась в Воронежский аэроклуб. Вступила в Красную Армию, а в 18 лет с отличием окончила военную авиашколу в Оренбурге. Дальше служба, испытание самолетов. За 4 года Катерина освоила семь типов. А потом — настоящее боевое крещение — советско-финская война, где Катя оказалась единственной женщиной-пилотом. Восемь боевых вылетов — и склад боеприпасов врага разбомблен, финская артбатарея уничтожена…
За участие в этой войне Михаил Калинин наградил отважную летчицу орденом Красного Знамени. Старшие коллеги признавали: Катя — незаурядный пилот. И ставили ее в пример юным выпускникам летных училищ.
В начале Великой Отечественной Екатерина Зеленко — уже замкомандира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиаполка. В июле 1941-го Зеленко командует группой бомбардировщиков. Результат — 45 уничтоженных фашистских танков, 20 автомобилей и батальон солдат. За два с половиной месяца войны у нее — 40 боевых вылетов, в том числе ночных, 12 воздушных боев.
Последний бой
Синенький скромный платочек
Падал с опущенных плеч.
Ты говорила, что не забудешь
Ласковых, радостных встреч.
Порой ночной
Мы распрощались с тобой…
Нет прежних ночек.
Где ты, платочек,
Милый, желанный, родной?
Сквозь шум мотора СУ-2 был слышен громкий голос Катюши — петь «Синий платочек» было у нее в традиции. С этой песней она ушла в полет и 12 сентября 1941 года.
Никто и думать не посмел бы, что он станет для молодой летчицы последним. Через два дня Катя должна была отметить 25-летие.
То утро выдалось пасмурным, туманным. Небо заволокло, лететь было невозможно. Но как только просветлело, Катя тут же села за штурвал. Два разведывательных боевых вылета. Оба успешные. Правда, во второй раз самолет был поврежден, но Зеленко это не смутило. Никаких предчувствий, о себе она никогда не думала. Просилась в третий полет на самолете помощника комполка Анатолия Пушкина.
У начальства, однако, было иное мнение на этот счет. Катюшу, как единственную женщину полка, старались беречь. Поэтому вылетел другой пилот, однако Зеленко взглядом умоляла комполка отпустить ее. И тот наконец сдался. Потом, наверное, не раз корил себя за малодушие…
Последний бой Екатерины под украинским городом Сумы много раз описан со всеми подробностями. Битва была неравной.
СУ-2, на котором полетели Катя и бортовой стрелок Николай Павлык, был задет ответным огнем «мессера». Катя, решив, что лейтенант ранен, приказала ему прыгать. Сама, скорее всего, получила тяжелое ранение. И, когда стрелять было уже нечем, недолго думая, пошла на таран.
Награда спустя полвека
Третий вылет, 12 сентября 1941, года для Катюши оказался трагическим. Это был первый и последний таран, совершенный женщиной-пилотом. Уникальный подвиг (самые известные в истории российской и советской авиации — тараны Петра Нестерова в 1914-м и Виктора Талалихина в августе 1941-го, при этом Нестеров погиб, а Талалихин тогда остался жив).
49 лет сослуживцы Екатерины, писатели, журналисты — все неравнодушные жители Советского Союза — добивались, чтобы Зеленко была награждена званием Героя Советского Союза. И только в 1990 году справедливость восторжествовала.
Однако и мужу Кати узнать об этом не довелось. До последних дней он надеялся, что Катя выжила, разыскивал свидетелей боя, посылал запросы в госпитали, штабы. Не хотел верить в смерть любимой. Но все равно мстил за нее врагам. Воевал, не щадя живота своего.
К сожалению, его жизнь тоже оказалась короткой, а смерть — нелепой. В июле 1943-го, во время приемки самолетов на Урале, майор Игнатенко попал под работающий винт двигающегося самолета…
"Аргументы и факты".