Правительство продало акции Citadele группе Ripplewood , выручив за это 74,4 млн. евро.
По мнению Госконтроля, банк можно было продать более выгодно, выручив на 25-75 млн. евро больше. Кроме того, продажа банка осуществлялась в последний момент, поскольку по требованиям Еврокомиссии, страна больше не могла владеть банком Parex, в результате разделения которого и появился Citadele.
Продавая банк в последний момент, в 2015 году, уже трудно было соблюдать государственные интересы, поэтому Латвии пришлось идти на поводу у инвесторов, отметила Круминя.
Кроме того, при проверке продажи Citadele Госконтроль пришел к выводу, что полагаться при таких сделках только на мнение привлеченных консультантов – нельзя, сказала Круминя.
«Государство часто старается привлечь консультантов, а потом один в один принимает то, что те говорят», - заявила Круминя.
В случае продажи Citadele его акциями управляло Агенство приватизации, которое, по сути, служило «почтовым ящиком» между правительством и консультантами – инвестиционным банком Societe Generale и другими, кому было уплачено 5,5 млн. евро. Но даже мнение Банка Латвии, которое довольно существенно отличалось от сказанного консультантами, не было достаточно изучено.
При этом Госконтроль не видит оснований для прекращения процесса в 2011 года, когда было озвучено лучшее предложение по продаже банка и Центробанк предлагал продолжать сделку, признала Круминя.
При этом сейчас государству предстоит решить вопрос, как вернуть еще 800 млн. евро, которые были вложены в спасение Parex, отметила Круминя.
Банк Citadele учрежден 30 июня 2010 года на базе почившего Parex Banka, и в него ушли все «хорошие» кредиты Parex, а «плохие» тогда переняла компания Reverta. 20 апреля 2015 года Агентство приватизации завершило сделку по продаже акций Citadele избранному латвийским правительством инвестору: дочерней компании крупного инвестфонда Ripplewood – RA Citadele Holdings LLC. При этом еще дюжина зарубежных инвесторов стали акционерами банка.
За принадлежавшие Латвийскому государству акции банка инвесторы уплатили 74,7 млн евро. До самого последнего момента из-за предусмотренного договором механизма коррекции стоимости акций не было ясно, какой будет окончательная сумма сделки. В итоге она оказалась на 700 тыс. евро выше предусмотренной базовой цены.
Европейский банк реконструкции и развития продолжает владеть в Citadele долей в 25%. После выпуска новых акций его доля не изменится: торговаться на бирже будут акции класса В, а не класса А (те только у совладельцев). Ранее сообщалось, что по условиям сделки новые инвесторы и ЕБРР обязуются увеличить уставный капитал банка на 10 млн. евро.
Многие политики и финансисты выражали сомнения по поводу того, что банк продан на выгодных условиях, указывая, что цена продажи слишком низка. В то же время другие эксперты отмечали, что продать банк более выгодно было вряд ли возможно.
Не слишком выгодная для государства продажа принадлежащих государству долей банка Citadele стала одной из причин, по которой экс-министр экономики Вячеслав Домбровский решил покинуть политику.
«Когда предприятие продаётся за цену, равнозначную прибыли, которое оно способно получить за два года, то такое соглашение вряд ли войдет в анналы [самых] успешных сделок в мировой истории. Трудно сказать, мог ли я тогда что-либо сделать», — ранее сказал Домбровский в интервью LTV7.