Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Пт, 14. Ноября Завтра: Fricis, Vikentijs
Доступность

ГУЛАГ-лайт: откуда в сегодняшней России берутся люди, устроившие ей «легкий вариант» 1937 года

Как в 1937 году проще всего было оказаться на нарах за неудачно сказанное слово, так и сейчас в России легче всего сесть за «экстремизм», То есть за лайк, репост, фразу, картинку в соцсетях.

Если что и регулярно удваивается в России, то это число уголовных дел по статьям за экстремизм : около  600 в 2014 году до  более 1,5 тысяч в 2017.

Вот сейчас по делу об экстремизме проходит 23-летняя Мария Мотузная.Вот она:

В альбоме в «ВКонтакте» она сохраняла демотиваторы, на которых, по мнению следствия, изображены люди, «напоминающие патриарха Кирилла, Иисуса Христа и священнослужителей». Картинки сопровождались ерническими надписями. Кроме того, в подписи к одной из картинок эксперты-лингвисты (а куда без них в таком-то деле?) усмотрели «унижение представителей негроидной расы». В итоге ей грозит суммарно 6 лет тюрьмы по статьям «Экстремизм» и «Оскорбление чувств верующих».

Думаете ее не посадят? Попугают и отпустят? Нет. Вот на днях - 25 июля коллегия по делам военнослужащих Верховного суда подтвердила ранее вынесенный магаданскому блоггеру Александру Юдину приговор. 7 лет, публичное оправдание терроризма, статья 205.2. «Давно пора заняться тухлой страной, может что и измениться. Я бы с удовольствием принял мусульманскую веру, а не эту веру убогой страны, где каждый третий либо тупое быдло, либо алкоголик и наркот». Мысль спорная, но - семь лет... Это ж сколько народу в Латвии то село бы, вздумай ПБ покопаться в комментариях на любом портале?

А в России ничего, сидят как миленькие. Полноценный 1937 год в варианте «лайт» - сажают за всё тоже, только не так масштабно.

Теперь самый главный вопрос: кто все эти жуткие монстры, которые оформляют эти дела и выписывают приговоры? «Попаданцы» из сталинского НКВД в наше время? А то ведь трудно представить, что человек, родившийся лет 30 назад, что-т слышавший хоть краем уха про сталинские репрессии, не ведает что творит, повторяя их "дословно".

Однако нет, они вполне ведают. Точно так же как ведали сотрудники сталинских  «органов». Разобраться в их психологии поможет Федор Абрамов (1920-1983), советский писатель, волею судеб соприкоснувшийся с этим миром.

В июне 1941 года он ушел на фронт со студенческой скамьи филфака ЛГУ, был дважды ранен, признан негодным к строевой службе. Органы заметили комсомольца-фронтовика с почти высшим образованием. И с августа 1943 года до сентября 1945 года он служил следователем контрразведки «Смерш» Архангельского\Беломорского военного округа.

После войны несколько раз садился за повесть о том периоде своей жизни под названием «Кто он?», но так и не написал. Может и к счастью: его неоконченные записки и наброски, пожалуй, дают куда более яркую картину той системы, чем если бы он решился изобразить её в подцензурной советской книге.  

Разумеется, Абрамов шел в «Смерш», представляя, как он будет ловить шпионов и диверсантов. Но реальность оказалась очень далека от богомоловского «Момента истины»:

«Все скучно, однообразно, «героических дел ждал. Романтик. А на деле… никакой романтики, унылая проза»: работа с картотекой, «ловля дезертиров» («по помойкам, по дворам»), переписывание чужих неграмотных протоколов.

«Надежды вспыхнули, когда в следственное попал» (Следственный отдел «Смерша»). «Шел: думал, чудеса будут. А на деле одни антисоветчики. В колхозе жрать нечего. Клевета на советский строй».

«Постановление об аресте. Ордер на арест, обвинение… в том, что, будучи рядовым, систематически клеветал на советскую действительность, выразившуюся в том, что порицал колхозный строй…

2-я папка. Дело №… То же самое. Однозначные свидетельские показания.

Дело №… То же самое. Разница в именах. Три новых дела и все одинаковы. 9 дел в столе.

Боже мой, только представить, что все то же самое…

И какая клевета… Ведь действительно жрать нечего. Он [обвиняемый] сам получил письмо: [отец] умер в колхозе от голода…»

То есть человек поделился с сослуживцем содержанием письма, тот стукнул – и дело на столе у следователя. И вот что советует Абрамову его старший товарищ - матерый чекистский волк Буев:  

«Важно, говорил Буев, сразу же вызвать в себе ненависть к подследственному. И он накачивал себя ненавистью. Потому что следствие – поединок, кто кого. И надо еще до чтения дела, говорил Буев, возненавидеть этого гада. Тогда успех обеспечен».

Но большинство смершевцев не было способно даже на злобу в отношении подследственных: «В „Смерш“ были разные люди: грамотные, кретины и т. д. И кое-кто понимал, что люди, попадавшие туда, никакие не враги и не шпионы.

Ведь то, что им предъявлялось в качестве обвинения (говорили в колхозах, не было оружия на фронте в первые месяцы войны), обо всем этом они говаривали или думали и сами. Но таков автоматизм мышления, который действовал в этой системе: раз попал, надо осудить. Ибо освобождение – брак, и на наказание в 10 лет смотрели как на какую-то норму… Осуждали автоматически, часто без всякой злобы».

Однако человек, если уж он не совсем тупой, должен понимать, что он таким образом ломает пачками чужие судьбы, а то и просто отправляет людей на тот свет. Поэтому у смершевцев возникла целая «философия», оправдывающая их «работу».

Вот что втолковывает Абрамову замначальника окружного «Смерша» подполковник Васильев:

«Черта третья. Переход количества в качество. Особенно важная для нас, чекистов. Как развивается преступник? Сегодня он сболтнул что-нибудь или совершил преступление не столь тяжкое. Но ты смотри в будущее, ибо для марксиста не столь важно то, что сегодня, сколько то, что будет завтра. А завтра этот обычный преступник может превратиться в контрреволюционера. Простое уголовное преступление может перерасти в политическое. Какой вывод должен извлечь из этого чекист? Не жалеть преступника. Знай, что перед тобой сидит мерзавец, который развивается. Никакой размагниченности…»

И вот Абрамов понимает, как обычные люди, попадая в «систему», начинают играть по ее правилам. А каковы правила?  Первое:

«Дико: работа оценивается по количеству арестов. Отсюда – злоупотребления».

Второе: «В деле нет состава преступления. Человек невиновен.

Но где формальные (документированные) доказательства его невиновности? Да, вина человека не доказана. Но ведь не доказана его и невиновность».

Понимаете, да? Не подследственному должны доказать его вину, а он – свою невиновность. В итоге: «Следователь в „Смерше“ выполнял роль прокурора. Предполагается заранее, что арестованный человек – враг».

Что получаем на выходе?

«Были и злодеи. А в массе-то своей – обыкновенные люди. Елисеев, Иван Андреевич Лавров, Марья Ивановна. Старушка – кого она сама по себе обидит? И даже Буев, Алексеев, которые наиболее ретиво исполняли свои обязанности. Ведь у них были жены, дети. И они любили их. Наставляли детей. Чтобы были честными, учились хорошо и т. д.

Нет, это были не злодеи. Злодеи бы – проще. А в том-то и дело, что эти люди, которые искренно любили, переживали, входя в „Смерш“, становились другими.

Во-первых, большинство из них по малограмотности, ограниченности своей искренно верили, что они действительно борются с врагами. А с врагами какая пощада.

Во-вторых, гипноз. Арестован – значит виноват. Пусть не во всем – но виноват. И поди попробуй освободить. Своя собственная бумага, написанная человеком, гипнотизировала его же.

В-третьих, если и появлялось у людей сострадание, то они думали, что они недостаточно революционны, что это сострадание и жалость предосудительны. А как же? Сам пролетарский писатель заклеймил жалость как унижающее человека чувство. И, следовательно, если они и жалеют, то потому что недостаточно подкованы.

И наконец, страх. Не выпустить врага. Лучше засудить 100 безвинных, чем пропустить одного врага. А потому закидывай невода. И не верь, если тебя уверяют, что он не прав».

А теперь процитирую отрывок из интервью Алексея Кунгурова, блоггера, отсидевшего «двушечку» за «экстремизм и оправдание террора» и только недавно вышедшего на волю:

«Абсолютно то же самое происходит с нашими так называемыми правоохранительными органами. Они истово веруют в существование терроризма и террористов, искренне считают, что находятся на передовых рубежах борьбы с терроризмом, что без них родина просто рухнет. Они абсолютно в этом убеждены!

В тюрьмах сейчас появились спецблоки – там одни террористы, и все типа меня: один молился неправильно, другой лайкнул что-то не то, третий даже не знает, за что стал террористом... Были те, на кого родственники доносы написали совершенно в духе 37-го года. Остается только гадать, сделали они это по доброй воле или их "прессанули".

И вот, эти товарищи в погонах видят, что террористы все совершенно липовые, но борются с ними с жутким остервенением. И еще мне же говорят: "Ты же понимаешь, превентивно надо всех террористов карать, пока они только экстремистские сайтики читают, не следует ждать, пока они "дозреют" и что-нибудь взорвут". Я говорю: "А как же закон? Вы же утверждаете, что стоите на страже закона". Они искренне удивляются: "Какая может быть борьба с терроризмом по закону? Если мы их сегодня не посадим за терроризм, они же завтра пойдут взрывать наших детей!" В их реальности это происходит так!»

Узнаете логику подполковника Васильева?

(Впрочем, тут надо сделать отступление, это ведь и логика нашей ПБ. Когда Линдерману шили дело о покушении на ВВФ и подбрасывали тротиловые шашки, они же тоже, наверняка, рассуждали: "Какая может быть борьба с терроризмом по закону?" Другое дело, что в Латвии всё же есть суд, а в России это просто одно из подразделений МВД\ФСБ для штамповки приговоров). 

И еще: ведь в нынешней системе работа тоже оценивается «по показателям». Представляете себе следователя, которого вызывает начальник и говорит: ну ты чего, Петров? Где дела по экстремизму? Все соседи нас уже обходят по показателям. Наверху могут подумать, что мы тут мышей перестали ловить».

И Петров идет в свой кабинет и залазит в какую-нибудь соцсеть... Хотя может просто открыть электронную почту. Ведь на Марию Мотухную следствие как вышло?   

А две подружки Анастасия Битнер и Дарья Исаенко, студентки с факультета уголовного права в местном вузе, которые в будущем будут работать в полиции, наткнулись на ее страницу в контакте и сочли, что их чувства оскорблены.

О чем и заявили местному Центр по противодействию экстремизму. Эти же студентки до этого подали еще одно заявление об экстремизме на еще одного жителя своего города — 19-летнего Даниила за сохраненный на своей странице «В контакте» мем с Игрой престолов.

Вы спросите – зачем им это? Неужели у этих девчушек из общежития действительно такие нежные чувства? Да чувства тут ни при чём... Это как, знаете, в екатерининское время дворян записывали в полки сызмальства (Петрушу Гринёва помните?), чтобы к совершеннолетию ни дня реально не служивший недоросль уже имел сержантский, а то и офицерский чин – стаж то идёт!

Так и тут: девушки же рассчитывают работать в органах, и выстраивают себе карьеру еще до зачисления туда. Плюсов от такой "активности" масса. Как раньше на экзаменах никогда не «резали» комсомольских активистов, так сейчас – поди завали такую активистку, даже если она слабовата в предмете. А  уж при распределении любой начальник, которому нужны показатели, таких красавиц с обеими руками оторвет. Им не нужно будет втолковывать, как непонятливому Петрову, насколько важны показатели в борьбе с экстремизмом. Этим только намекни...

Посмотрим на ситуацию глазами девушек. Они всё про себя понимают. Не с их способностями ловить реальных террористов и экстремистов. А вот таких как Мотухная можно сажать пачками - это им под силу. И получать очередные звания, ордена, оклад, премии. А потом пенсия в 45 лет. Жизнь удалась, коли выстраиваешь карьеру смолоду. А то что она удалась за счет десятков, если не сотен сломанных чужих жизней – ну так, «лес рубят – щепки летят».

 А надо будет, такие как Анастасия и Дарья устроят стране настоящий 1937-й. Еще раз процитирую Кунгурова:

«Говорят, что в России эскадроны смерти невозможны… Нет, вот этим людям сказать: "Идите и превентивно убивайте террористов, нам их уже некуда сажать" – и они пойдут. При этом буду считать, что выполняют нужную и ответственную работу, получат ордена и будут ими гордиться».

Кадры есть. Кадры только ждут команды. Вот такой:

А пока они учатся, танцуют на студенческих вечеринках, мило улыбаются, встретившись с вами взглядом на улице.

Вацлав Непширпшетский.

 

 

7 реакций
7 реакций
Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

Рижане переплачивают 97 миллионов евро из-за «хитрой» схемы Rīgas Siltums: Кулбергс

"Вы, возможно, уже слышали о так называемой «конкуренции» на правом берегу Риги, где работает несколько котельных на древесных опилках. Они получают неадекватно высокую прибыль — до 23–45 % рентабельности. Большинство этих частных котельных в зимний сезон поставляют тепло «Rīgas Siltums» по максимально возможной цене — 77 евро/МВтч, - пишет Андрис Кулбергс на портале Pietiek.com.

"Вы, возможно, уже слышали о так называемой «конкуренции» на правом берегу Риги, где работает несколько котельных на древесных опилках. Они получают неадекватно высокую прибыль — до 23–45 % рентабельности. Большинство этих частных котельных в зимний сезон поставляют тепло «Rīgas Siltums» по максимально возможной цене — 77 евро/МВтч, - пишет Андрис Кулбергс на портале Pietiek.com.

Читать
Загрузка

Санкции нарушил: суд оставил без изменений приговор главреду Sputnik Latvija Валентину Роженцову

Курземский окружной суд на этой неделе оставил без изменений приговор суда первой инстанции, которым главному редактору кремлёвского пропагандистского портала «Sputnik Latvija», гражданину Латвии Валентину Роженцову, за нарушение санкций Европейского Союза (ЕС) назначено два года лишения свободы, узнало агентство LETA в окружном суде.

Курземский окружной суд на этой неделе оставил без изменений приговор суда первой инстанции, которым главному редактору кремлёвского пропагандистского портала «Sputnik Latvija», гражданину Латвии Валентину Роженцову, за нарушение санкций Европейского Союза (ЕС) назначено два года лишения свободы, узнало агентство LETA в окружном суде.

Читать

Хроническая усталость? Поможет простой анализ крови

Учёные из Великобритании недавно представили прототип анализа крови, который способен отличать синдром хронической усталости (ME/CFS) от нормального переутомления. Исследователи изучали не мутации, а эпигенетические сигнатуры и особенности трёхмерной структуры ДНК. По первым данным точность достигает более 90 процентов, однако сам тест пока считается экспериментальным и требует крупных выборок. Тем не менее новость уже вызвала большой интерес, особенно у женщин после сорока пяти лет, потому что именно в этой возрастной группе усталость становится самым запутанным симптомом медицины.

Учёные из Великобритании недавно представили прототип анализа крови, который способен отличать синдром хронической усталости (ME/CFS) от нормального переутомления. Исследователи изучали не мутации, а эпигенетические сигнатуры и особенности трёхмерной структуры ДНК. По первым данным точность достигает более 90 процентов, однако сам тест пока считается экспериментальным и требует крупных выборок. Тем не менее новость уже вызвала большой интерес, особенно у женщин после сорока пяти лет, потому что именно в этой возрастной группе усталость становится самым запутанным симптомом медицины.

Читать

Центр защиты прав потребителей о скидках в интернете: что правда — что обман?

Многие потребители предпочитают делать покупки через интернет-магазины и маркетплейсы. И немаловажную роль здесь играет цена товара. Периодически электронные торговцы объявляют распродажи со скидками. Но насколько они реальны? Иногда это оказывается обычным маркетинговым ходом: цена товара заранее повышается, а затем объявляются «скидки», и конечная стоимость оказывается выше прежней. Применяется ли подобная практика в электронной коммерции на самом деле, выяснял Центр защиты прав потребителей (PTAC). Каковы же результаты расследования?

Многие потребители предпочитают делать покупки через интернет-магазины и маркетплейсы. И немаловажную роль здесь играет цена товара. Периодически электронные торговцы объявляют распродажи со скидками. Но насколько они реальны? Иногда это оказывается обычным маркетинговым ходом: цена товара заранее повышается, а затем объявляются «скидки», и конечная стоимость оказывается выше прежней. Применяется ли подобная практика в электронной коммерции на самом деле, выяснял Центр защиты прав потребителей (PTAC). Каковы же результаты расследования?

Читать

«Какого чёрта?!» Почему Фонд интеграции так далёк от интеграции — дискутировали на LTV

В эфире программы "Что происходит в Латвии?" на LTV собравшиеся политики и представители неправительственных организаций попытались обсудить проблему консолидации общества и необходимость содержания Фонда общественной интеграции (SIF).

В эфире программы "Что происходит в Латвии?" на LTV собравшиеся политики и представители неправительственных организаций попытались обсудить проблему консолидации общества и необходимость содержания Фонда общественной интеграции (SIF).

Читать

Чей фургон? Водитель в Зиепниеккалнсе заманивал в него мальчика

Девятилетний мальчик возвращался из школы домой, когда встретил мужчину, который пригласил его сесть в машину. К счастью, мальчик отказался и позже рассказал об инциденте матери. Подозрительный автомобиль попал на камеру, и полиция также разыскивает его владельца, рассказывает телепрограмма "Дегпункта"...

Девятилетний мальчик возвращался из школы домой, когда встретил мужчину, который пригласил его сесть в машину. К счастью, мальчик отказался и позже рассказал об инциденте матери. Подозрительный автомобиль попал на камеру, и полиция также разыскивает его владельца, рассказывает телепрограмма "Дегпункта"...

Читать

Самым солнечным днем будет эта суббота, самым снежным — вторник: погода в праздники

Из четырёх предстоящих праздников самая солнечная погода будет в субботу, но больше всего дождей и снега может выпасть на 18 ноября, согласно текущим прогнозам синоптиков.

Из четырёх предстоящих праздников самая солнечная погода будет в субботу, но больше всего дождей и снега может выпасть на 18 ноября, согласно текущим прогнозам синоптиков.

Читать