К сожалению, недавний опыт побуждает и нас задуматься о том, существуют ли стандарты демократических выборов... Историки до сих пор спорят, говорил ли Франклин Рузвельт про никарагуанского диктатора Сомосу фразу "это сукин сын - но наш сукин сын", или это сказал другой президент США Ричард Никсон при других обстоятельствах. Это не так важно, потому что двуличие, когда "наших" ставят вне декларируемых принципов, продолжалось и после Рузвельта и Никсона - продолжается и сейчас.
Готовы ли мы отнестись к себе столь же строго, как к Путину? Все ли, кто хотел, допущены у нас к выборам - к тем же выборам в Европарламент? Например, Русскому союзу такой возможности не дали, потому что он не смог открыть счет в латвийском банке, что, на мой взгляд, само по себе является вопиющим фактом. Да, формально они сами виноваты, и я знаю, что многие празднуют это как победу демократии, не понимая, что сегодня мы изолировали от выборов "не наших", а завтра та же "традиция" может коснуться и наших. И что, только когда это сделают с нами, мы начнем взывать к демократии, верховенству закона, справедливости?
Есть люди, которым отказали в возможности участвовать в выборах, потому что они были осуждены за распространение "неправильных" фактов, например, во время Covid-19. Да, формально все по закону, но по сути нет большой разницы между поэтом Ансисом Берзиньшем, который участвовал в беспорядках в Старом городе, поэтом Айвисом Василевским и некоторыми оппозиционерами в российских тюрьмах, которые тоже формально сидят не за антипутинские настроения, а по "нейтральным" статьям за хулиганство, махинации или что-то подобное.
Я тоже боюсь русских провокаторов в Латвии, боюсь лживых манипуляторов в соцсетях, но это не повод ограничивать свободу других голосовать или избираться. Я опасаюсь и немецких радикалов, но когда в Германии на полном серьезе обсуждается запрет очень популярной партии, то я больше боюсь не радикалов, а таких вот "стражей демократии".
В контексте выборов в России нужно осуждать грязь в России, грязь в Белоруссии, но с целью самим становиться чище, а не для того, чтобы, вопя о грязи в других странах, было удобнее не замечать грязь у себя дома!"