Будучи ответственной за определение платы за ж/д инфраструктуру, Государственная железнодорожная администрация (ГЖДА) не получила от ГАО «Latvijas dzelzceļš» смету на планируемый проект электрификации железной дороги, поэтому невозможно судить о его окупаемости и эффективности, а также - о его влиянии на транзитную отрасль и изменение тарифов за использование железных дорог. Директор ГЖДА Юрис Иесалниекс обеспокоен тем, что за электрифицированную железную дорогу, возможно, придется платить значительные суммы из госбюджета, и расходы за нее лягут на плечи налогоплательщиков сроком на несколько, а то и десяток лет.
«Любой инвестиционный проект имеет две стороны: получаемую выгоду и покрываемые расходы. Расходы, несомненно, огромны, и учреждение, ответственное за их покрытие, не привлекается. Нас приглашают в Кабинет министров по разным маловажным вопросам, но когда есть столь важный проект на полтора миллиарда, то как-то странно, что нас не приглашают, нашего мнения не спрашивают, не предоставляют нам никаких документов, ничего», - говорит директор ГЖДА. Он удивлен тем фактом, что расчеты скрываются в том числе и от перевозчиков, которые будут единственными, кто будет платить за электрифицированную железную дорогу.
Иесалниекс обеспокоен тем, будут ли перевозчики покупать электрические локомотивы в условиях спада объемов перевозки грузов, и напоминает, что плата за ж/д инфраструктуру электрифицированных железных дорог будет взиматься только тех, кто ее будет использовать, а те, кто будет использовать старые дизельные локомотивы, не будут участвовать в покрытии расходов этого проекта.
«Если они по каким-то соображениям не будут платить, и продолжат перевозить на старых локомотивах или перейдут на какие-то альтернативные методы, встанет вопрос о том, кто будет платить за этот проект», такой вопрос задает директор администрации. Новая Европейская регула предусматривает, что государство несет ответственность за финансовое положение предприятия, содержащего железнодорожную инфраструктуру - «Latvijas dzelzceļš» - компенсируя ему упущенные доходы из государственного бюджета.
Юрис Иесалниекс указывает, что обязанностью государств является обеспечение жизнеспособности LDz, но она будет находится под серьезной угрозой, так как LDz не будет иметь право взимать полную плату. «Таким образом, вся ответственность в случае неудачи этого проекта, ложится на госбюджет. В случае неудачи все наши внуки будут платить за это», - предупреждает директор администрации.
Проекту угрожает не только риск того, что перевозчики могут сделать выбор в пользу дизельных локомотивов, не платя за электрификацию, но и в пользу новых технологий. По словам Иесалниекса, следует помнить о рисках альтернатив и конкурирующих проектов. «Конкурирующие проекты не являются теоретическими, они практические, нам в двери стучатся локомотивы на водородном топливе и локомотивы на сжиженном газе. Ближайшим альтернативным проектом, на мой взгляд, в настоящее время является не водородная тяга, которая больше ориентирована на пассажирские поезда, а самый жизнеспособный вариант для грузовых перевозок — переход на сжиженный газ», - делится мнением Иесалниекс.
Поскольку в мире быстро развиваются водородные локомотивы, а также локомотивы, которые используют сжиженный газ, либо аккумуляторы, электрификация железных дорог может оказаться введением устаревшей технологии прошлого тысячелетия, - указывает директор ГЖДА Юрис Исалниекс. Следовательно, есть вероятность того, что железнодорожные перевозчики могут предпочесть дизельные локомотивы или введение одной из новых альтернатив, и не будет операторов, которые бы использовали электрифицированную железную дорогу, некому будет за нее платить, и недополученные доходы придется компенсировать из госбюджета.