Ивар Годманис родился в 1951 году в Риге. Высшее образование получил на физико-математическом факультете Латвийского государственного университета. Политическую карьеру сделал в Народном фронте Латвии. Первый раз стал премьер-министром с 1990 по 1993 год. Второй раз в период с 2007 по 2009 год. Также в разное время занимал должности министра финансов и министра внутренних дел Латвии.
Падение было также обусловлено тем, что латвийские заводы советскую производственную цепочку замыкали — делали конечный продукт.
«С одной стороны, это значит — больше добавленной стоимости. С другой — если этой цепи ресурсов, сырья и энергетики уже не существует, можно и не выдержать. Если так посмотреть, то те заводы, которые успели успешно привлечь иностранный капитал, работают до сих пор. Скажем, цементный завод под Броцены или Валмиерский завод стекловолокна», — сказал Годманис.
Годманис первый раз занял пост премьер-министра в 1990 году и, по его мнению, любой, оказавшийся на его месте, прошел бы через ад.
Во второй кризис — 1998-99 годов, фактически остановленных производств было больше, чем в последнем по времени — в 2009 году, считает он.
«Тогда [в 1998-м,] экономика и экспорт на 70% были развернуты на восток. В три раза упал рубль, дефолт [в России], за продукцию плату получали позже и только треть [первоначально согласованной]. У нас фактически остановились предприятия, причем намного больше, чем в 2008-2009 годах, когда таких остановок не было. Мы даже четыре месяца не брали налоги [с компаний] — отложили этот момент», — объяснил он.
Говоря о своем следующем столкновении с кризисом в роли премьера, Годманис вспомнил, как Валдис Затлерс, с которым он был знаком лично, обратился за советом. Тогда на пост премьер-министра были выдвинуты две кандидатуры – Валдиса Домбровскиса и Эдгара Заланса. И Затлерс не мог принять решение — кто из них будет достоин этой должности
«Дошло до того, что я даже стал вместе с ними выступать на телевидении. В конце Затлерс сказал: ему кажется, что эти молодые парни не потянут и он просит меня занять эту должность. Как в воду глядел. Они вышли бы [в роли премьера] в кризис, в который мы вошли в 2009 году, без опыта…», — рассказал Годманис.
Бывший премьер согласен, что без кризисов капитализм невозможен и такова особенность любой либеральной экономики: «Важно понять, почему мы так болезненно переживаем кризисы. [Причина в том,] что они приходят к нам извне. Страна маленькая, внутренний рынок маленький и мы очень открыты. (...) В 1998-1999 годах кризис пришел с востока, потом в 2008-2009 году — с запада. И как к этому подготовишься?»