– Господин Кактиньш, завершился 2016 год. Опираясь на опросы общественного мнения, можете ли Вы сказать, каким его видят жители Латвии?
– У меня появляется ощущение, что в 2016 году жители Латвии чувствовали себя немного пессимистичнее, чем в предыдущем. Хотя вообще надо отметить, что пессимизм уже давно в целом характерен для латвийцев и они чаще видят стакан наполовину пустым, чем наполовину полным.
В 2016 году этот пессимизм проявился у них в полной мере. Например, если мы посмотрим, как население оценивает, каким для Латвии был 2016 год – лучше, хуже или таким же, как предыдущий, то год назад количество оптимистов было чуть больше, чем сейчас.
Также, если смотреть на оценки правительства Латвии, показатели доверия парламенту, экономического состояния страны, прогнозы её развития, а также развития ситуации в целом, – все они, по сравнению с предыдущим годом, ухудшились.
Однако если мы посмотрим на сферу личной жизни людей, то могу сказать, что здесь ситуация обратная. Индекс материального положения своей семьи уже на протяжении девяти лет пусть медленно, но улучшается, хотя и продолжает находиться на отрицательных значениях. Лишь 12% населения считают его хорошим, тогда как для большинства (58%) оно удовлетворительное, а для 29% – плохое.
Кроме этого, растёт и прогноз развития материального положения семьи, который даже находится в плюсе.
Мы уже давно наблюдаем отличия в том, как респонденты оценивают работу правительства или экономику Латвии и как – свою личную жизнь и собственные финансы.
И эта разница между ними всегда была довольно большая – жители Латвии традиционно свою персональную материальную ситуацию, а также её прогнозы оценивали значительно лучше и позитивнее, чем положение в стране. Но в то же время, глядя на опросы, я вижу, что пусть очень медленно, однако материальное благополучие населения всё же показывает явную тенденцию к улучшению.
– На Ваш взгляд, в чём заключается причина такой разницы во взглядах, почему оценка личного благосостояния улучшается, тогда как индикаторы развития страны и доверия к власти, наоборот, с каждым годом падают?
– Мне кажется, что здесь ряд причин. Одна из них – это информационное пространство. Мы знаем, что СМИ в большой степени конструируют реальность, особенно в тех вопросах, с которыми человек не сталкивается лично. Поэтому если мы посмотрим на то, что происходит в СМИ, на доминирующие в них негативные новости, то пессимизм жителей по отношению к происходящему в стране никого не должен удивлять.
В свою очередь, оценка персонального материального положения базируется на объективных факторах, которые респонденты в состоянии оценить, из-за чего у нас и наблюдается некоторый парадокс.
– А вообще какие события, случившиеся в 2016 году и обсуждаемые в СМИ, по мнению латвийцев, являются наиболее важными для страны?
– В первую очередь мне приходят на ум глобальные происшествия. Как, например, «брексит», создавший у некоторой части общества чувство неуверенности за будущее Евросоюза. Также я бы назвал результаты недавних выборов в США. В августе мы проводили опрос, за кого из двух кандидатов жители Латвии могли бы отдать свой голос, если бы у них была такая возможность.
С большим отрывом лидировала Хиллари Клинтон, и я не исключаю, что победа Дональда Трампа вызвала у части населения страх по поводу грядущих перемен в мире и того, как они отразятся на Латвии.
Кроме этого, на настроения общества, несомненно, повлияли и события внутри Латвии. Решение правящей коалиции, которое она разыграла в связи с принятием нового налога на микропредприятия, вызвало огромное возмущение у значительной части жителей страны. У нас есть данные опросов, которые показывают, что латвийцы очень чувствительны к вопросу налогов и большинство не считает нынешнюю налоговую систему честной.
Связывая это с низким уровнем доверия к власти, то есть к тем, кто эти налоги собирает и перераспределяет, можно предположить, что любое решение о повышении налогов будет негативно воспринято обществом. И как раз в конце года мы увидели резкий взлёт пессимистических настроений.
– Известно, что SKDS замеряет также и партийные рейтинги. Повлияли ли действия правящих партий на их популярность?
– Да, естественно. Если на протяжении всего года эти рейтинги для меня были довольно скучными и практически не меняющимися, то в декабре произошли существенные перемены – упала популярность всех партий правящей коалиции. Союз «зелёных» и крестьян, стабильно державшийся в районе 17%, в декабре скатился до 12,5%. Поддержка «Единства» составляла примерно 6%, а сейчас – 4,5%. Правда, это не означает, что если выборы были бы сейчас, то они не прошли бы в новый Сейм – 5процентный барьер они всё ещё стабильно преодолевают. Меньше всего пострадало Национальное объединение: их рейтинг уменьшился на 1% и составляет теперь 7,4%.
Однако это не означает, что эти избиратели стали больше поддерживать оппозицию. «Согласие» осталось при своём уровне популярности, который составляет 18–19%. Немного выросла поддержка партии Артуса Кайминьша KPV LV и Регионального объединения. Тогда как заметно возрос удельный вес тех, кто говорит, что или не пойдёт на выборы, или не знает за кого голосовать. То есть латвийское общество всё сильнее разочаровывается в имеющихся партиях и не видит среди их членов внушающих доверие политиков.
– Тогда, как Вы считаете, что нам ожидать в следующем, 2017 году: изменится ли настроение общества и как это повлияет на выборы в самоуправления?
– Если рейтинг доверия к парламенту и правительству со стороны населения довольно низок, то к муниципальной власти у латвийцев совершенно другое отношение. Латвийские самоуправления, можно сказать, соревнуются, у кого рейтинг одобрения выше, независимо от того, насколько богатый это или бедный муниципалитет.
Поэтому каких-то кардинальных перемен на приближающихся муниципальных выборах я не жду.
Говоря же об изменениях настроения общества, думаю, что неудовлетворённость правящими партиями продолжится, однако, принимая во внимание и так низкий уровень доверия к правительству, считаю, что ещё ниже упасть ему будет трудно. Хотя, конечно, всегда есть куда стремиться, и их последние решения по налоговым вопросам – это хрестоматийный пример, как не надо делать, если не хочешь растерять доверие общества.
Сейчас наступает интересный момент, ведь правительство Кучинскиса в первый раз столкнулось с серьёзным потрясением. Так что будет очень интересно наблюдать, как оно будет пытаться выйти из положения, и в зависимости от предпринятых им действий станет ясно, в какую сторону качнётся общественное мнение в следующем году.