Последние 7 лет СГД оценивает «налоговые разрывы»: разницу между суммами, которые в качестве налогов латвийцы заплатили, и суммами, которые должны были заплатить по расчетам ведомства. В последнее время эта разницы снижается.
Яунземе указала, что в основном речь идет от двух налоговых разрывах: по НДС и по налогу на рабочую силу.
Разрыв по НДС сократился и в 2020-м, второй год подряд он достигает среднего по ЕС уровня — 9%. «Мы действительно можем этим гордиться, поскольку надо учесть, что мы начинали с 30%. Это значит, что у нас стало гораздо больше сил», — подчеркнула Яунземе.
Говоря о разрыве по налогу на рабсилу, она указала на взносы социального страхования и подоходный налог с населения:
«Там мы очень медленно идем вниз. Мы немного завязли на 17%. Конечно, есть сокращение на доли процента, но мы не дошли хотя бы до 16%»
В целом разрыв — около 600 млн евро.
Яунземе объясняет это рядом факторов: макроэкономической ситуацией в стране, культурой уплаты налогов, а также особенностями налоговой системы. «В том, что касается взносов государственного социального страхования, очень большая роль — именно у культуры уплаты налогов в стране... Если о других выплатах можно сказать «как же они используются, мы не доверяем, и поэтому не платим», то взносы социального страхования каждый человек платит за себя», — указала глава СГД.
Она добавила, что у латвийцев, которым платят «в конвертах», в среднем больничные пособия на 400 евро меньше, чем у работающих.
«Это значит, что человек здесь и сейчас себя обкрадывает, сговариваясь с работодателем. С «мамочкиными» пособиями такая же корреляция. Если человек говорит «ах, нет другой возможности», я могу ответить: в Латвии достаточно вполне нормальных работодателей, которым в голову не придет что-то такое делать», — отметила глава СГД.
В целом теневая экономика в строительстве снижается: за последние пять лет ее удельный вес упал с 40% до 30%, рассказал в июне исследователь этой темы, профессор Рижской Стокгольмской высшей экономической школы Арнис Саука.