«Езжу туда 17 лет подряд. Чтобы узнать, понять и встретить людей, которые сейчас определяют в закулисье различные вопросы в разных странах... Я это делаю по собственной инициативе — но в известной степени вопросы, которые обсуждаются в Давосе, прямо либо косвенно касаются и Латвии.
Никого из латвийских политиков я там не встретил. Может, кто-то и был — но мы, значит, разминулись».
Приглашения на это мероприятие, конечно, дороги (в прошлом году это стоило 20 тысяч евро), однако с политиками другая история, рассказал Бондарс: государственные должностные лица стран G-20 «приглашаются крупными мировыми организациями автоматически, а из государств поменьше приглашают личностей».
Латвийские официальные лица уже несколько лет таких приглашений не получают. Комментируя этот факт, Бондарс отметил, что Вайра Вике-Фрейберга в бытность свою президентом Латвии получала приглашения в Давос около семи или восьми лет:
«Потому что она — личность со своим мнением, которая имела четкое видение того, как следует развиваться Балтийскому региону, какой должна быть архитектура безопасности в регионе и в мире, так что ее мнение учитывали. Очевидно, нашим действующим должностным лицам это участие в международном экономическом форуме еще следует заслужить».
В этом году, по наблюдению Бондарса, «три главных слова звучали в Давосе: Трамп, популизм и Brexit».
«Эти слова можно было услышать едва ли не в каждой панельной дискуссии. По сути, это события, которые фактически повлияют и на наше будущее. Объединяет все три еще одно слово: неизвестность. Неведение относительно того, какими окажутся политические и экономические процессы в мире в наступившем году. Эксперты, политики и экономисты строили предположения, каким мир будет выглядеть в этом году.
На экономической панельной дискуссии прозвучала позитивная весть: мировая экономика растет, — что, конечно, хорошая весть и для Латвии, это значит, что латвийские товары и услуги больше будут востребованы в других странах.
А вот риски, касающиеся экономических процессов, связаны как раз с политикой. С политикой новой администрации президента США, с тем, каким будет сотрудничество Соединенных Штатов с другими странами. Какими будут политические процессы... И, конечно, еще выборы во Франции и Германии», — резюмировал Бондарс.