Латвийский биатлонист Андрей Расторгуев давно стал любимцем спортивной публики самых разных стран, хотя на высокий пьедестал Кубка мира в этом году поднялся впервые, взяв «серебро» на самом последнем этапе. «Быстрейший в мире», он отлично бегает — стрельба подводит. Press.lv со своими поздравлениями застал чемпиона в Норвегии, где он выводит организм из состояния спортивного азарта.
- Андрей, сразу после соревнований вы написали в соцсетях, что уезжаете на неделю в Египет с женой и маленькой дочкой. Не успели вернуться и уже в Норвегии?
- Так я потому и «быстрейший», что быстро перемещаюсь по планете! Если серьезно, поездка на юг здорово помогла снять психологическое напряжение и переключить эмоции.
Но теперь до конца Пасхи я снова на лыжах - приехал «закатываться». Это необходимо для организма, он должен плавно выходить из стресса, из тех нагрузок, которые выдерживает на соревнованиях четыре месяца подряд.
- Разве это не вредно — так резко перемещаться из холода в жару и обратно?
- В этом году мне даже полезно. Я ведь три последних недели на финальном этапе Кубка мира бегал не совсем здоровым - горло побаливало, температура поднималась, кашлял. Теперь займусь здоровьем.
- Кто бы мог подумать, что вы болеете - бегали отлично! Телекомментаторы рассказывали, что, соответственно скорости, вы — быстрейший человек в мире. А со стрельбой, говорили, вам хронически не везет наверное потому, что вы гитарист — пальцы музыкальные к винтовке не приспособлены.
- Это они шутили. Хотя гитара у меня действительно всегда с собой. Музыку играю разную, по настроению - и классику, и рок, и фолк, пою на разных языках. С гитарой можно разделить и радость, и печаль.
- Кто вас привел в биатлон? Вы родом из Алуксне — до Риги путь неблизкий.
- Учитель спорта в школе, Сергей Васильевич Сверчков, лет в семь заметил во мне склонность к биатлону. И стал моим первым тренером. Сначала я бегал на лыжах — с этого все начинают, а лет в десять мне в руки дали винтовку.
- Почему так получается: бегаете хорошо, а стреляете часто мимо?
- Мы с тренером Интарсом Беркулисом готовимся по индивидуальной программе, делаем акцент на скорости — это моя сильная сторона, ее и развиваем. Хотя результат дается не просто — работать чисто физически приходится до тошноты, тренировки длятся по 10-11 часов. В межсезонье как раз и происходит основная работа, а на соревнованиях видны уже плоды.
Но одной скорости, даже очень высокой, для успеха в биатлоне мало. Там масса составляющих, в том числе, и психологическая готовность.
Надо уметь четко оценивать ситуацию на протяжении всего соревновательного дня. И максимально фокусироваться на всех своих действиях во время гонки, и правильно выполнять каждое действие. Только так можно достигнуть успеха.
Погодные условия, освещение, толщина снежного покрова – все это постоянно меняется, и это надо уметь оценивать мгновенно. Тут и требуется помощь моих наставников, одному с таким объемом подготовки справиться нереально.
- Есть у вас индивидуальный инструктор по стрельбе?
- В том-то и дело, что нет. Давно нет такого, который мог бы научить стрелять. И стрелять стабильно. Я, во всяком случае, не помню такого.
В позапрошлом году я работал с немецким инструктором, но он умер. Найти другого не просто. Хороший специалист - это, в первую очередь, деньги. И, честно говоря, большие деньги.
- Я читала, что у ваших западных коллег целые бригады, где не только опытные инструкторы по стрельбе, но и массажисты, и физиотерапевты, и ответственные за смазывание лыж и подбор смазки, а вы все эти проблемы решаете самостоятельно. Так до сих пор?
- Финансирование выделяется на сезон, и я могу его распределять самостоятельно, просто на все его не хватает. Есть у меня семь человек команды, но они не могут ездить со мной повсюду.
Надеюсь, что мой подиум поможет изменить отношение к биатлону, в Латвии ведь сильные традиции, надо их укреплять и развивать.
Идет смена поколений: старики ушли, а молодые еще не укрепились. И получается, что я в свои 29 лет - самый опытный биатлонист. Хотя на больших соревнованиях выступаю с 2009 года, но только в Осло этого года, завоевал первую медаль Кубка Мира.
-Так может, вам перейти из биатлона на лыжи с вашим талантом к высокой скорости?
- Что вы, любовь к биатлону - это у меня в сердце. Я люблю этот вид спорта и хочу, чтобы он продолжался.
Биатлон - это же настоящий азарт, там нет однообразия - бежишь, стреляешь, и в каждый из этих моментов ты должен перевоплотиться из быстроногого лыжника в высококлассного стрелка.
Биатлон ведь начинается на последнем рубеже, тут-то и проявляется твоя готовность, когда твое психологическое и физическое состояние практически на пределе.
- Когда рядом по лыжне идут такие зубры, как Фуркад, Бьорндален, авторитет не подавляет?
- Нет, конечно. Как они могут на тебя влиять, ты же сосредоточен в первую очередь на себе, а не на окружающих.
Да, они весьма титулованные спортсмены, но каждый из нас каждый раз бежит заново, оставляя прежние свои достижения в прошлом. В том и прелесть биатлона, что все непредсказуемо! Хотя в жизни у нас хорошие дружеские отношения. Точнее, настоящая биатлонная семья.
- Так может, они и тренера по стрельбе посоветуют?
- Об этом идет разговор. Вот сейчас закончу сезон, вернусь домой, и обсудим с тренером перспективу.
- Как вас поздравили с победой?
- Здорово поздравили! Президент Вейонис прислал сообщение с поздравлением, в аэропорту встречали спонсоры, телевидение и болельщики. Все это было очень приятно. Это всегда помогает, когда чувствуешь, что кому-то нужен твой труд.
Тем более, последняя гонка последнего этапа и столько народу ко мне приехало - большая часть моей команды, люди, которые мне в разное время помогают. Для меня это очень важно. И очень много в Осло было наших болельщиков с латвийскими флагами.
- Что, это реально поддерживает на лыжне?
-Еще как! Когда бежишь и видишь по трассе в разных местах флаги своего государства и слышишь подбадривающие крики на нашем языке, это заметно добавляет силы и помогает гораздо лучше концентрироваться.
-Телекомментаторы говорили, что за Вас болеет очень много людей в разных странах — прославили, значит, нашу маленькую страну.
- Жаль, что я заставил так долго ждать своих болельщиков. Эта победа должна была случиться пять лет назад. Но задержалась по причинам, на которые я повлиять не мог.
Как ни тренируйся, но если лыжи не едут, далеко не убежишь. А чтоб ехали, нужна, элементарно, качественная смазка, а для смазки — деньги...И таких нюансов множество. Связь между успехом и материальной поддержкой самая прямая.
И даже если ты в отличной форме, финансирование может сыграть решающую роль в достижении успеха. В последнее время Олимпийский комитет выделил хоть какие-то деньги, спонсор у меня появился, спасибо ему, но большой спорт требует еще больших расходов.
- Отразится ли как-то ваша медаль на команде — может, дадут большее количество мест на Олимпийских играх?
- Уже нет. У нас был общий зачет по Кубку Латвии, который длился весь сезон. Мы заняли 21-е место. 50-е проиграли сборной Финляндии, которая стала 20-й. Если в Кубке Наций попадаешь в двадцатку, принимать участие в Играх могут четыре человека плюс один запасной, от страны. А если ты занимаешь с 21-го по 23-е места - только 2 человека могут представлять свою страну.
- Получается, зимой вы на лыжах - летом на каникулах?
- Я соревнуюсь и летом и зимой. В летнем биатлоне я уже «взял» несколько наград. Близится летний чемпионат в России, но я пока не решил, буду ли участвовать — из-за здоровья. Скорей всего, отдохну и начну готовиться к Олимпиаде.
- Такое ощущение, что победа в биатлоне сродни выигрыша в лотерею: лидеры чередуются постоянно. Один неверный выстрел - и вчерашний чемпион оказывается в хвосте.
- Лотерея относительная. Да, многое зависит от удачи — как блеснуло солнце, откуда подул ветер, кто из соперников промахнулся...Но если просто сидеть и ждать счастливого случая, он никогда не наступит. Для того, чтоб оказаться в нужный момент впереди, нужно быть к этому готовым. А это годы тренировок.
- Обидно, когда можешь быть первым, но приходится тормозить из-за житейских проблем? Когда другие оказываются лучше, потому что богаче?
-Конечно, приходится иной раз довольствоваться дальними местами в итоговом протоколе из-за лишних штрафных кругов. Но бывает и иначе. Не всё завязано на стрельбе. Сервис бригада, тренерский штаб, качество лыж, патронов. Все перечисленное складывается в итоговый результат. Мы, как единый механизм. Конечно, чтоб заинтересовать спонсоров, нужен особенный результат, и я над этим довольно успешно работаю. Ведь топовая десятка, в которой я закрепился, - это наивысший уровень. Как будет дальше, я не знаю. Я просто делаю то, что должен: просыпаюсь, надеваю лыжи, и иду…
Елена СЛЮСАРЕВА