Чтобы увидеть, как погибнет нынешняя Европа, кто добьет эту цивилизацию и даже когда, — надо всего–навсего заглянуть в… прошлое. Доктор исторических наук Латвийского университета Харийс Туманс в качестве аналогии предлагает обратится к падению Римской империи.
Зеркальное отражение Империи
—Римская империя — это, на самом деле, модель развития западной цивилизации — в самом широком смысле, система построения общества, своего рода матрица цивилизации.
Есть концепция немецкого историка прошлого века Освальда Шпенглера. Суть ее: человечество не развивается линейно и прогрессивно. В его книге "Закат Европы", впервые изданной в 1918 году, раскрывается концепция, согласно которой каждая цивилизация проходит определенные стадии развития: через детство, юность и зрелость к старости и упадку — и в итоге гибнет. Так вот, мы сегодня тоже живем "в Риме", причем в период его упадка, когда "империю" уже начинают атаковать "варвары".
Не удивляйтесь, а проанализируйте саму суть и систему построения американской государственной модели. Посмотрите хотя бы на символы и атрибуты: римский орел на гербе, Сенат, Капитолий и так далее. Суть вопроса еще лучше показывает книга Артура Шлезингера "Циклы американской истории", где четко описана идеологическая основа этого государства. А она состоит из двух частей: с одной стороны — протестантская идея новой Обетованной земли (где можно все начать с нуля "в чистом виде", после "черновой" Европы), а вторая идея — Новый Рим, который сначала понимают в смысле республики, а затем и империи. Все серьезно. И очень символично!
Гарвардский профессор Джозеф Най рассматривает современный западный мир как зеркальное отражение той первой Римской империи: как тогда были два центра силы — Рим и Константинополь, так и сейчас два центра нынешнего "Рима" — Вашингтон и Брюссель. И это верно, ведь когда–то Римская империя держалась на двух столпах: Рим — это власть, государственность, закон, деньги, а Греция — культура, интеллект, творческий потенциал. И теперь для США страны Старого Света — словно Греция для того Рима.
Гастарбайтеры и беженцы: тогда и сейчас
— Нынешняя Европа — тот самый поздний Рим, который испытывает колоссальные внутренние социально–политические, идеологические и экономические трудности, а плюс к тому — давление варваров, — продолжает ученый. — Причем варвары давят как снаружи, так и изнутри империи. Поздний Рим в больших количествах пускал на свои земли варваров — тогда это были германские племена — в качестве "гастарбайтеров".
Не находите, что все повторяется? Только в нынешней Европе гастарбайтеры в массе своей с другой стороны идут. Мы, конечно, хоть и говорим "варвары", но это понятие условное и не стоит буквально его воспринимать, — здесь имеется в виду, что это люди, чуждые европейской цивилизации и даже враждебные ей.
Рим пал в V веке, но уже в III там было очень много "гастарбайтеров". В Риме не хватало рабочих рук, земли пустовали, а к границам империи все шли и шли бедные германские племена, искавшие пропитания. Римляне не могли сдержать натиск племен — и позволили им заходить на свою территорию, давали им какие–то земли, даже в армию брали — границу охранять…
Цивилизацию нельзя разрушить, если она на стадии стабильного развития и подъема. Варвары могут разрушить только внутренне слабую цивилизацию.
Варварские отряды, напавшие на Римскую империю, были небольшие — по 20–30 тысяч человек. Что это для нормальной армии в 300 тысяч солдат? Другое дело, когда эта армия уже основательно прогнила изнутри, когда ослабла дисциплина, упала выучка и сократилось снабжение. В поздней империи от армии "косили" — например, пальцы отрубали, чтобы не идти, как тогда говорили, в воинское рабство.
В конце концов, империя стала рушиться из–за внешнего давления (уже никто толком не охранял границы) и внутреннего — все тех же германских "гастарбайтеров". И вот вам 378 год — знаменитое сражение при Адрианополе, когда готы разбили имперские войска. Это первое серьезное поражение имперской армии. Кстати, разбили армию готы, которых за два года до этого Рим впустил на свою территорию в качестве "беженцев", спасавшихся от натиска гуннов.
И сегодня масса мигрантов, которым чужды так называемые европейские ценности, давно живут в странах Старого Света, прекрасно знают законы, язык, служат в армии и полиции. Но кого они реально поддерживают — нынешнюю "римскую империю" или соплеменников, которые давят на Европу снаружи?
Пришли как беженцы, но с оружием
-Как я уже сказал, готы, теснимые гуннами, попросились на территорию империи в качестве беженцев. Империя дала согласие, причем было оговорено, что готы пройдут без оружия. Однако ввиду коррумпированности римских чиновников и наглости самих готов готы прошли с оружием. Причем их оказалось так много и двигались они так стихийно, что римляне были не в состоянии даже сосчитать, сколько "беженцев" переправилось через Дунай.
Естественно, мирного сосуществования не получилось, у готов возникали постоянные конфликты с властями. Власти боялись "гостей", не пускали их в города, и тем стало не хватать продуктов. Сыграла свою роль как коррупция римских чиновников, занимавшихся вымогательствами, так и дерзость готов, при каждом удобном случае занимавшихся грабежами и требовавших себе все новых благ. В общем хаосе власти готам стали продавать на еду собак — в обмен на людей. Начавшиеся стычки переросли в масштабное восстание, военное поражение Рима и разорение обширных территорий…
Главное: не варвары разрушают империи. Империи сами прогнивают, а потом их уже добивают варвары. Суть дела очень точно выражает фраза, сказанная одним из ученых:
Рим погиб не потому, что его завоевали варвары, а потому, что сами римляне стали варварами…
Дело в том, что все цивилизации возникают на основе некоего духовного идеала или идеи, если хотите. Этот идеал задается религией, он формирует картину мира, показывает ценности, объединяет и мотивирует людей. И всякая цивилизация разрушается, когда она отказывается от своего основополагающего идеала.
Уже в Древнем Риме были все формы извращений и полный упадок культурных ценностей. А в основе всякой цивилизации лежат именно культурные ценности. Упомянутый выше Шпенглер полагал, что культура рождается, когда рождается ее душа.
А когда культурные и духовные ценности размываются — цивилизация гибнет. Последние стадии в каждом "Риме" характеризуются одним и тем же: власть денег, стремление к наслаждениям без каких–либо ограничений, а в центре общества — эгоистичный индивид. И как следствие — упадок морали и нравственности, а вместе с тем — и упадок культуры как таковой.
Когда шоу-мэны важнее ученых
-В начале 1990–х я два семестра стажировался в университете в Мюнстере. Мы тогда со студентами жили на территории францисканского монастыря, который сдавал площади под общежитие. А несколько лет назад я снова был в Мюнстере: монастырь снесли и на его месте начали строить, кажется, торговый комплекс. Типичная картина нынешнего времени. Для "позднего Рима" это норма.
Нормой стало сегодня и повальное сокращение средств, выделяемых на культуру, науку, образование. Государство сокращает расходы, и меценаты исчезают. Кстати, отношение к образованию и культуре всегда является показателем того, на какой стадии находится цивилизация. В Риме уже во II веке поэт Ювенал жаловался, что ученые, писатели и поэты живут впроголодь, а богачи предпочитают вкладывать деньги в любовниц и развлечения.
Известен очень характерный и символичный случай: однажды в IV веке в Риме стало не хватать продуктов, и власти решили "сбросить балласт" — велели изгнать из города ученых, художников, философов, то есть "лишних едоков", но зато оставили актрис и всяких шоуменов с их огромной прислугой — видимо, как более "полезных членов общества".
Не находите общего с нынешним временем? Когда в 2008 году начался экономический кризис, одним из первых у нас пострадал Латвийский университет: ему резко сократили бюджет.
Когда с ослами спать будут
— Шпенглер предвидел, что наступит время, когда "не станет Моцарта и Рембрандта", но не потому, что исчезнут картины или нотные записи, а потому, что не будет глаз и ушей, способных их воспринять, — говорит д–р Туманс. — Как будто он в будущее заглянул и все увидел.
Хорошо еще, в культуре мы пока не дошли до того, что было в Древнем Риме. Там, когда началась деградация культуры, творились вещи похлеще, чем у нас сейчас. На арене могли поставить спектакль, где Агамемнона реально убивали топором. А если в сюжете пьесы был половой акт, то он реально совершался перед публикой.
Или же вспомните роман Апулея "Золотой осел". Там осел должен был в цирке совокупляться с женщиной — на потеху публике… И одно дело, когда "в темных кварталах Амстердама" такое может быть, другое — когда, например, по телевизору это станут показывать. Пока еще, кажется, до этого не дошло.
Собственно говоря, мы немногим лучше тех древних римлян, ведь телевизор каждый день показывает нам убийства и секс — конечно, виртуальные пока еще, но если нашей публике это нравится, то ее нравы не лучше тех, что были у той, древней публики.
Иными словами, нынешний "Рим" уже изрядно разложился изнутри. А теперь на него уже начали давить "варвары" из Азии и Африки, причем вполне конкретной религиозной принадлежности.
Чтобы противостоять одной религии, нужна другая, столь же сильная, последователи которой не менее стойки и уверены в своих идеалах. Но в Европе этого давно уже нет. Здесь от своей религии отказались, и только ленивый не пнет христианство. Зато известно, что бывает, если кто–то попытается просто проанализировать слова Мухаммеда и уж тем более в журнале напечатают карикатуры на пророка.
Сейчас в Европе уже постхристианская цивилизация, можно даже сказать — антихристианская, так как ее ценности во многом противоположны христианским. В обществе господствует культ гедонизма и эгоцентризма. И как с этим агрессивному исламу противостоять? Не получится, конечно.
Тем не менее хочется верить, что мы не живем в 476 году, все же не дошли еще до этого. В тот год формально была полностью ликвидирована первая Римская империя. Хочется верить, что еще возможны реформы и стабилизация — наподобие той, что имела место в Риме конца III века, когда реформы Диоклетиана и Константина спасли империю от полного распада и вдохнули в нее новую жизнь еще лет на 100…
Игорь МЕЙДЕН.
Михаил Щербаков. "Ad Leuconoen". Исполняют трогательные девушки из Симферополя.