Петерис ЛИДЕРИС — один из самых именитых рыболовов Латвии, чемпион мира по рыбной ловле. Но Лидерис не только мастеровитый рыболов, но и доброжелательный
Ветеран сборной страны по рыбной ловле хоть и не так часто выступает на соревнованиях, но и сегодня показывает класс. На чемпионате страны по спиннингу, третий тур которого завершился в августе на Киш–озере, Лидерис в паре с Марисом ОЛТЕ (выступают уже три года в одной команде, в одной лодке) были среди призеров.
— На тренировке у нас ловились и судак, и щука, а на соревнованиях — только окунь. Но не беда: крупный, поэтому грех жаловаться, — смеется известный рыбак.
В том же месяце на Киш–озере прошли еще одни соревнования — международные, с участием рыболовов Балтийских стран. И на них собеседник тряхнул стариной.
— А на что вы чаще ловите окуня: блесна, резинки? — обращаюсь к мастеру.
— У меня в лодке два спиннинга. Смотрю по ситуации. Чаще ловлю на резинку — джиг, но если вижу, что окунь пошел вверх, то достаю спиннинг с воблерочком. Хотя обычно окунь все же на дне. Поэтому основная снасть — микроджиг, — рассказывает Лидерис.
Окунь — его любимая рыба, несмотря на то что он ловит и судака, и щуку.
Почему? Ведь большинство латвийских любителей удочки очень высоко ценят кулинарные достоинства судака — нежное мясо.
— Нежное–то оно нежное, — соглашается собеседник. — Почти без косточек, белое. Только по вкусу почти как мясо. А окунь — настоящая рыба. Оттого и люблю его больше. Не только я, но и мои близкие…
Чаще всего окуня Лидерис коптит. А если его не так много — то жарит.
В последнее время собеседник больше рыбачит на ближайших от дома водоемах — озерах Инесис, Алаукстс.
— На Инесис год назад запретили сети. Это сразу чувствуется. Есть хороший судак, окунь. знакомый даже достал сома — на 8,5 килограмма. Когда–то маленьких сомов запустили в водоем — и вот они уже вымахали. А я недавно поймал там угря. Причем на джиг, — продолжает рыбак.
Случайность? Лидерис говорит, что нет. Разговаривал он и с другими рыбаками, и кто–то из них тоже припомнил подобные чудеса. А угря Петерис, конечно, закоптил. Его домашние, да и он сам, до сих пор вспоминают вкус. Деликатес!
Ездил он и на море — в июле, на окуня. День был не лучший, хотя десятка два окуней в Саулкрасты поймал. А потом пробил час бычка — один за другим попадался.
— Тоже вкусная рыба. Правда, не припоминаю, чтобы он прежде был в Саулкрасты. В Вентспилсе — другое дело. Так что популяция местной рыбы понемногу меняется, — продолжает Петерис.
На Буртниеку он в этом году не рыбачил, но собирается. Летом там обычно делать нечего: низкая вода. А самая лучшая пора — осень. Кстати, озеро Буртниеку — среди тех, где официально разрешены сети, в отличие от тех же Инесис или Алуксне.
— Я, как и большинство рыбаков, не поддерживаю установку сетей, — говорит Лилерис. — Могу еще понять институт BIOR, который устанавливает их на Киш–озере в научных целях. Хотя, на мой взгляд, их там могло было бы быть поменьше. А что приносит запрет на установку сетей, я знаю не по рассказам. На Алуксне уже три года запрещены сети. Две большие разницы! Там появился отличный окунь, судак.
Кстати, на Буртниеку можно купить лицензию на установку сетей даже на сутки. Удовольствие не из дешевых — 20–30 евро. Но есть желающие. А раз есть, то можно представить, сколько рыбы попадает в сети только за одни сутки…
Второе хобби, которым увлекается Лидерис, — пчеловодство. Сейчас у них на пасеке 30 ульев.
— Меня и раньше это интересовало, но сейчас занимаемся профессионально. Жена два года посещала специальные курсы, — говорит собеседник.
В их местах мед, по его словам, отличный. Это оценили и друзья — рыболовы из Кулдиги: теперь покупают только его мед.
— У нас Видземская возвышенность, и тут не растет рапс — он только до Сигулды, — объясняет Лидерис. — Рапс не всегда опрыскивают чем надо, а для пчел и меда это губительно. А тут много диких луговых цветов, растений — потому–то и мед хорош.
Со сбытом пока проблем нет, но о серьезном сбыте еще рано думать — ульев не так много…
— А как же конкуренция? Вон сколько в Латвии меда! Один из руководителей Союза пчеловодов говорил недавно, что с каждым годом все больше новичков, — обращаюсь к Лидерису.
— А большинство из них медом не занимаются, — неожиданно говорит он. — Им просто бумажки нужны — дескать, пчеловоды. Для чего? Чтобы европейские субсидии на гектар выбивать. Потому что неважно, кто у тебя: пчелы или коровы, — живность есть, значит, и субсидии полагаются…
Вот так! А наши крестьяне бросают шишки в адрес ЕС. Их чиновники — обычные бюрократы: будет правильная бумажка — будут и деньги. Гоголевский Чичиков миллионы сколотил на мертвых душах, а латвийские Чичиковы зашибают деньгу на несуществующих пчелах. А говорят, что в Латвии у народа фантазия бедная. Богатая, только не всегда в нужном направлении работает…
В Энгуре — за карасем
Наш читатель Борис ПАРШУКОВ ездил с товарищами в залив Энгуре — на карася. Рыбалка не обманула ожидания: каждый взял по 10–16 килограммов карася.
— Размеры небольшие — до 300 граммов. Но это у нас, — рассказывает читатель. — Приехал местный, на велосипеде, и показал горожанам, как надо ловить. Наживка у него — навозный червь, и на нее брал карась на 600–700 граммов. А мы ловили на перловку…
Борис приготовил перловку и с корицей, и с ванилью, и с другими запахами. Но только на корицу карась брал на заброс.
А как с клевом в Куйвижи — туда тоже часто едут за карасем? По словам читателя, клев там пока слабоват…
Если на дне уклейка — леща не жди
Мой товарищ Мартиньш КАЛАУС, как обычно, в последние недели поехал на Гаую с фидером. В этот раз клев был хуже, чем неделю назад. Вначале подошла мелкая густерка, а часа через полтора — подлещик и лещ. Взял он нескольких подлещиков по 600 граммов, а самый крупный лещ потянул на 1,4 кг.
— Но через некоторое время все стихло. А со дна стал доставать… уклейку. Если там она — это верный признак, что лещ ушел, — заключает товарищ.
Перловка из… термоса
Решил я проведать и своего друга и нашего читателя Олега ПРОНИНА: как поживает, где ловит?
— Машину я продал, поэтому еду сейчас на рыбалку на автобусе. Спасибо от имени всех пенсионеров Нилу Ушакову: могу ехать на любом автобусе по любому маршруту. Ловлю белую рыбу — в основном плотву, попадаются и подлещик, лещ…
Ловит Олег на перловку или опарыш. Кстати, и зимой он не признает ни одну наживку, кроме опарыша. Правда, зимой его излюбленный водоем — Чудское озеро. Пять–десять раз за сезон едет туда.
— У всех свои способы приготовления перловки. Я перед уходом на рыбалку бросаю ее в термос и заливаю кипятком. Через полтора часа, когда приезжаю на место, перловка готова, — рассказывает рыб
Потрошит и чистит рыбу Олег всегда сам. Уху тоже не доверяет никому готовить, а вот жарить и тушить рыбу — женская прерогатива.
Лично я из белой рыбы очень редко делаю уху, разве что добавляю плотву, подлещика или густерку в уху из окуня или ерша. Собеседник же уверяет, что и из плотвы и подлещика уха выходит — пальчики оближешь. Варит он всегда двойную уху. Часто из белой рыбы готовят у них в семье и котлеты. Но тут у Пронина свой способ. После того как рыбу почистит, распотрошит, удалит головы, опускает в горячую воду. Несколько минут рыба варится — пока вода не закипела.
— Потом достаю, вынимаю кости. Из вареной рыбы достать кости куда легче, чем из сырой. Молоть легче и котлеты получаются нежнее, — объясняет рыбак…