Свои соображения по поводу причин, побуждающих людей отрицать пандемию, эксперт по будущему излагает в публикации на портале The Bulletin of the Atomic Scientists. («Бюллетень учёных-атомщиков» — американский журнал, посвященный вопросам международной безопасности.
Предтечей издания были знаменитые «часы судного дня», созданные в 1945 году учеными, участвовавшими в проекте разработки американской атомной бомбы. Сейчас эти часы показывают, что до полуночи, т.е. полного уничтожения человечества, осталось 100 секунд.)
«Чтоб разъединить их всех, чтоб лишить их воли»
Тех, кто читал книги или смотрел фильмы о конце света, отсутствие сотрудничества в условиях катастрофы не удивляет — это одна из сквозных апокалиптических тем. Фантазийные миры, которые рушатся под воздействием враждебных сил, населены напуганными и жадными людьми. Они совершенно не желают помогать своим соседям или вместе бороться с угрозой.
Но, как показывает Covid-19, в этой парадигме кое-чего не хватает. Это то, чего не могли предположить авторы апокалиптических романов. Оказывается, нежелание сотрудничать может возникнуть из-за отрицания того, что глобальная катастрофа реальна и идет полным ходом.
Такое отрицание стало пугающе привычным. Люди размещают в Facebook и Twitter гордые посты о том, что не будут носить маски в общественных местах и соблюдать другие требования карантина. Помимо виртуальных протестов, есть и реальные — и даже с оружием наперевес, как это было в США.
Некоторые скептики признают, что Covid-19 существует, но сильно преуменьшают или искажают опасность. Это даже хуже чистого отрицания. В Интернете можно найти самые фантастические версии, например: коронавирус — лишь прикрытие для развертывания злодейской технологии 5G, или для планов Билла Гейтса по тотальной вакцинации.
Для значительной части населения Covid-19 является масштабным заговором, цель которого — обманом запугать всех до полного повиновения (неведомой глобальной закулисе).
В эфире «сарафанного радио» — новости
Сопротивление фактам не появляется спонтанно. Иногда отрицание опасности Covid-19 возникает в связи с религиозными или политическими убеждениями или из-за отсутствия непосредственного контакта с коронавирусом. К сожалению, слишком часто единственным способом сломать эту стену неверия является болезнь или смерть близкого человека.
Группа «неверующих в коронавирус» пересекается с группой тех, кто не верит тотально всему, о чем сообщают средства массовой информации. Но это опасно. Люди, живущие далеко от эпицентров пандемии, могут вообще отказаться признать, что «где-то там» происходит беспрецедентная катастрофа. И этому способствуют «надежные» источники информации — друзья и члены семьи.
Основной путь распространения дезинформации о пандемии — передача от человека к человеку через социальные сети.
«По сути, в человеческой популяции циркулирует не один вирус, а два: биологический вирус SARS-CoV-2, вызывающий собственно заболевание, и «мемный» вирус, объединяющий наши убеждения и знания об этой болезни. Оба передаются от человека к человеку, причем передача ускоряется безответственностью. Оба могут привести к летальному исходу. Но есть нюанс:
когда вас окружают люди, инфицированные коронавирусом, вероятность заражения биологическим вирусом увеличивается — и значительно снижается риск заражения «мемным» патогеном.
Сложно отрицать реальность существования Covid-19, когда он убивает твоих родных и близких», — замечает Джамаис Кассио.
Дезинформация проще и понятнее правды
Главная проблема заключается в вездесущности информационных сетей и убедительности дезинформации. Реальность в целом сложна, часто важен и нужен контекст. Напротив, дезинформация (и злонамеренная, так и «добросовестно» ошибочная) обычно проста и понятна, что позволяет легко делиться ею в Интернете.
«Пандемия Covid-19 ужасна, но она сдернула покровы с некоторых неприятных аспектов реальности. Если
мы хотели получить подтверждение того, что одни голые факты не изменят умонастроения — мы его получили.
Если у нас были сомнения, что хотя бы апокалипсис не будет политизирован и не станет орудием сведения счетов между партиями, Covid-19 их развеял. Если мы надеялись, что в условиях масштабного кризиса людьми будет руководить эмпатия, то, ладно, хотя бы здесь результат чуть более разнородный», — пишет футуролог.
Несомненно, пережить в реальности апокалиптическое (или близкое к таковому) событие очень поучительно. Но мы должны признать, что это еще не конец сражения. Стремление «открыть страну» в самый разгар пандемии говорит о том, что «мемный» вирус — мощнейшая сила, даже вопреки тому, что что биологический вирус продолжает распространяться, заключает футуролог.