Чтобы не умереть от голода, еврейские партизаны отказывались от предписанных религией запретов на определенные виды пищи. Иногда с ними делились едой крестьяне, часто приходилось воровать из магазинов и устраивать набеги на запасы провианта немецких солдат. Одежды и обуви не хватало, ценной добычей были немецкие мундиры: они были теплыми и их можно было использовать для маскировки в будущих миссиях.
Самым крупным еврейским партизанским отрядом был действовавший в Белоруссии отряд братьев Бельских — к концу войны в нем насчитывалось около 1230 человек.
Предки Бельских обосновались в Белоруссии в XIX веке. Они жили в деревне Станкевичи, находившейся между городами Лида и Новогрудок неподалеку от Налибокской пущи, где были единственной еврейской семьей.
В семье было 11 детей. Старший из них, Тувья, родился в 1906 году. К началу войны он знал шесть языков, имел звание унтер-офицера, полученное в польской армии, и был женат. Немецкие войска вторглись в Белоруссию летом 1941 года и учинили массовую расправу над еврейским населением. Погибли родители Бельских, двое братьев, сестра.
Вместе с братьями Асаэлем и Зусем, а также маленьким Ароном Тувья в декабре создал партизанский отряд, обосновавшийся в пуще неподалеку от деревни.
«Трое отважных мужчин, трое родных братьев, за годы Второй мировой войны спасли столько же евреев, сколько Оскар Шиндлер, и организовали боевой отряд, уничтоживший сотни вражеских солдат — приблизительно столько же, сколько было убито во время знаменитого восстания в Варшавском гетто», — пишет в книге «Братья Бельские» американский журналист Питер Даффи.
Костяком отряда стали 17 человек — родственники Бельских. Из оружия — один пистолет на всех. Но уже к августу 1942 года в отряде было 250 человек за счет пришедших из Новогрудского гетто. Командиром отряда был Тувья Бельский.
Основной своей задачей Тувья ставил спасение как можно большего числа евреев.
Восстание в Варшавском гетто.
Когда ему удалось помочь бежать большой группе пленных из гетто Лиды, он сказал им: «Друзья, это один из самых счастливых дней в моей жизни. Вот ради таких моментов я и живу — посмотрите, сколько людей сумели выбраться из гетто! Я ничего не могу вам гарантировать. Мы пытаемся выжить, но мы все можем погибнуть. И мы будем стараться сохранить как можно больше жизней. Мы принимаем всех и никому не отказываем: ни старикам, ни детям, ни женщинам. Нас подстерегает множество опасностей, но, если нам суждено будет умереть, мы, по крайней мере, умрем как люди».
Весной 1943 года отряд стал частью партизанской бригады имени Кирова. К лету в нем насчитывалось около 800 человек, но вооруженные бойцы составляли только четверть отряда. Тувья все так же стоял во главе, его заместителем был Асаэль. Зусь руководил разведкой и контрразведкой, а Арон был связным.
В августе Гитлер отправил в пущу специальные карательные войска, которые должны были уничтожить отряд. Но Бельские вывели людей через болота к изолированному островку в глубине леса, где отряд затаился в ожидании. В конце концов нацисты перестали их выслеживать. Отряд не потерял ни одного человека.
А позже Бельские нашли в пуще безопасное место, на котором вырос целый городок с жилыми помещениями, сапожными, плотницкими и швейными мастерскими, стадом коров и лошадей и даже школой, где обучались около 60 детей, театрами и синагогой, которая, правда, по совместительству была кожевенным заводом.
Отряд Бельских был спасением для бегущих из гетто евреев — в других партизанских отрядах их принимали неохотно, в некоторых даже расстреливали.
Советские партизаны принимали к себе преимущественно боеспособных мужчин, желательно со своим оружием. Их основной задачей была борьба с оккупантами, Бельские же считали, что «лучше спасти одну старушку-еврейку, чем убить десять немецких солдат».
По оценкам доктора исторических наук Давида Мельцера, отряд «пустил под откос шесть вражеских эшелонов, шедших на фронт, взорвал 20 железнодорожных и шоссейных мостов, провел 12 открытых боев и засад, уничтожил 16 автомашин с живой силой, а всего — более 250 немецких солдат и офицеров».
Перед самым освобождением Белоруссии немцам удалось напасть на отряд. Они ранили десятки человек, девятерых убили. А уже на следующий день Красная армия вошла в район Налибоковской пущи.
После освобождения Белоруссии Асаэль Бельский и другие члены отряда вступили в ряды Красной армии. Асаэль вскоре погиб, сражаясь с нацистами в Восточной Пруссии. Зусь и Тувья перебрались в Израиль, где занимались неквалифицированной работой. К середине 1950-х оба со своими семьями жили в Нью-Йорке. Зусю посчастливилось стать владельцем небольшой компании, которая занималась грузовыми и пассажирскими перевозками, Тувья же работал водителем фургона. Он скончался в 1987 году. Зусь прожил до 1995 года.
За несколько месяцев до смерти Тувьи, 6 декабря 1986 года, спасенные Бельскими евреи организовали в их честь банкет в отеле Хилтон.
Рижское гетто.
«Облаченный в смокинг, с розой на лацкане, он подошел, слегка ссутулившись, к трибуне, — пишет о Тувье Питер Даффи. — После того как распорядитель объявил его имя, шестьсот человек встали с мест и разразились бурными аплодисментами. Подняв правую руку, Тувья Бельский поприветствовал толпу — так монарх приветствует свой народ.
Оратор за оратором поднимались на трибуну, чтобы произнести хвалебные речи во славу почетного гостя, который нервно катал хлебные шарики по своей тарелке, трогал пальцами табличку со своей фамилией и курил сигарету за сигаретой. Он не мог удержаться от слез.
Старый лев наконец получил малую толику тех почестей, которые заслужил».
Тувья выступил в конце вечера. На английском, который ему так и не удалось освоить в совершенстве, он произнес: «Я очень счастлив этим вечером услышать вас всех. Сегодня я вижу вместе тех, кого я не видел двадцать или тридцать лет, или больше. Слава богу, они живы, они живут и их семьи растут. Они становятся все больше и больше».
В отряде Бельских состояла бабушка зятя Дональда Трампа Джареда Кушнера. Он пишет в принадлежащей ему газете New York Observer, что в 1943 году она бежала из окруженного нацистами Новогрудского гетто через подземный ход. На выходе их уже ожидали нацисты.
«Брат моей бабушки Ханон погиб там, и с ним еще 50 человек, — пишет Кушнер. — Бабушка же добралась до леса, где вступила в партизанский отряд братьев Бельских. Там она встретилась с дедушкой, бежавшим из трудового лагеря. До этого он три года прожил в лесу в землянке, питаясь подножным кормом, прячась и ночуя в этой яме даже суровой русской зимой».
А с другими было вот так...
Бельские не получили никаких официальных наград
— деятельность евреев-партизан замалчивалась в послевоенные годы. О судьбе Бельских было снято три фильма и написано несколько книг, одна из них — самим Тувьей. В 1949 году он выпустил свои мемуары под названием «Лесные евреи». Другим членом семьи Бельских, написавшим о них книгу, стала дочь Асаэля Бельского, родившаяся уже после его смерти. Также им посвящены экспозиции в музеях Вашингтона, Иерусалима, Минска и других городов.
Газета.ру