"Ни одна страна не сыграла для повстанцев такой важной роли, как Турция", - сказал в телефонном интервью из Иордании эксперт Муин Раббани. По его словам, Иордания действовала более избирательно, "но турки просто "открыли вентиль", полагая, что, чем шире распахнута граница и чем больше помощи поступает, тем быстрее уйдет Асад".
"Помощь Турции способствовала усилению "Армии завоевания" - рыхлой коалиции "твердолобых" исламистских фракций, в которую входит "Джабхат ан-Нусра". В марте, в ходе наступления, которое поддержали Турция и Саудовская Аравия, она взяла под контроль провинцию Идлиб, говорится в статье.
Автор утверждает, что между Турцией и повстанцами завязались экономические связи. Но самые большие опасения вызывают теневые связи Турции с ИГИЛ.
"До 2014 года, когда Турция под международным давлением ужесточила контроль над въездом, в аэропортах Стамбула, Антакьи и Газиантепа часто появлялись бородачи в полувоенной одежде с рюкзаками. Оттуда их стремительно перебрасывали на явочные квартиры ИГИЛ близ границы, а затем в Сирию", - говорится в статье.
Когда в 2014 году ИГИЛ атаковало город Кобани, многие сочли: Турция бездействовала, чтобы сорвать создание курдского государства на территории Сирии.
Российское вмешательство в Сирии нанесло новый удар надеждам Турции на свержение Асада.
Эксперт Раббани полагает, что 24 ноября Турция сбила российский Су-24, чтобы заставить прекратить атаки на повстанческие группировки, которые она считает своими.
Турция, открыто обвиняемая Россией в активном участии в незаконной торговле нефтью, организованной ИГИЛ, попалась в собственную ловушку, считает обозреватель Le Huffington Post Ромен Эрреро. "Ведя двойную игру в сирийском вопросе, Анкара умудрилась одновременно поссориться с Москвой и разозлить западные администрации, раздраженные как ее двусмысленной позицией по отношению к экстремистской организации, так и борьбой с курдами", - поясняет автор.
Многочисленные факты доказывают очевидные связи турецких спецслужб с руководством ИГИЛ. Еще одно доказательство - весьма относительный контроль Турции над границей с Сирией, через которую без проблем проникают иностранные боевики и оружие, а также давний отказ Эрдогана считать членов ИГИЛ "террористами". Это не помешало Турции стать жертвой организованного ИГИЛ теракта, отмечает Эрреро.
Турция снисходительно наблюдала за усилением ИГИЛ потому, что группировка угрожает и Асаду, и курдам. И хотя Эрдоган утверждал, что Путин скоро откажется от поддержки Асада, имеет место обратное: Россия вмешалась в войну на стороне дамасских войск, и теперь Турция вступила в конфронтацию с Москвой, что толкает ее на грань опасной ссоры, говорится в статье.
"Загнанной в угол Турции ничего не остается, как подчиниться логике эскалации. Факт уничтожения российского военного самолета иллюстрирует ее упрямство, - полагает автор. - В момент, когда начинает вырисовываться соглашение по борьбе с ИГИЛ с участием России, Франции, Великобритании и США, Турция отказалась от "благоразумной" позиции и вступила в конфронтацию с Москвой. Это заведомо проигрышная позиция, учитывая неравнозначность двух держав и упорство Владимира Путина".
"То, как Турция 24 ноября сбила российский бомбардировщик Су-24 у сирийской границы, наводит на мысль о заранее спланированном, разработанном инциденте, который должен был санкционироваться турецким президентом Эрдоганом", - пишет в The Washington Times экс-командующий Тихоокеанским флотом США Джеймс Э.Лайонс. "Турция - наш союзник по НАТО, но Эрдоган - крайне опасная личность. Он ярый исламист и, по сути, превратил былую секулярную страну в исламистское государство", - считает автор.
Турция - союзник "Свободной сирийской армии", которая борется с Асадом - союзником России. Российский президент Путин утверждает, что Турция также является союзником ИГИЛ. Путин основывается на сообщениях, что ИГИЛ нелегально транспортирует большие объемы нефти по известным торговым путям, которые идут почти исключительно через Турцию. "По словам немецкого репортера Тони Карталуччи, ежедневно Турцию пересекают сотни торговых грузовиков для снабжения ИГИЛ", - говорится в статье.
Автор возмущается, почему Обама не потребовал, чтобы Эрдоган перерезал линии снабжения ИГИЛ и прекратил закупки нефти на черном рынке.
Но зачем Турции намеренно провоцировать международный инцидент? "Эрдоган поддерживает план "Братьев-мусульман" - идею, что ислам должен господствовать в мире", - отвечает автор. По его словам, "план гласит, что в пятой фазе (2013-2016 годы) будет провозглашен халифат. Шестой фазой (2016-2020) станет разрушительная война, в которой победят исламисты".
Лайонс считает вероятным, что Эрдоган спровоцировал инцидент с Су-24, пытаясь втянуть НАТО в прямой конфликт в Россией и тем самым перейти к "шестой фазе тотальной войны "Братьев-мусульман". Этого, правда, не случилось. "Турцию следует известить, что ее статус члена НАТО поставлен под вопрос", - заключает автор.
"Пока что апогеем словесной войны Москвы и Анкары стало заявление российского лидера, будто бы турки сбили самолет с целью защитить прибыльную торговлю нефтью между ИГИЛ и Турцией", - пишет корреспондент Die Presse Мартин Гелен. Эрдоган ответил на обвинения довольно раздраженно, заявив, что уйдет в отставку, если будет доказано, что Турция на самом деле практикует подобный бизнес.
На деле сотрудничество Турции с ИГИЛ намного многогранее. "Так, под контролем исламистов находится почти 100- километровый - между городами Ярабулус и Килис - участок сирийско-турецкой границы, через который осуществляются поставки и торговля оружием, антиквариатом и продуктами питания. Также через него на подконтрольные ИГИЛ территории просачиваются сторонники организации, - рассказывает автор. - Анкара с июля обещает закрыть этот участок, но воз и ныне там".
Международное недовольство растет, констатирует Гелен.
Помимо Асада, у Эрдогана в Сирии есть еще один противник - стремящиеся к автономии курды. "И хотя Турция формально присоединилась к западно-арабскому альянсу против ИГИЛ, ее ВВС преимущественно бомбят позиции Курдской рабочей партии на севере Ирака и Сирии, тем самым ослабляя единственную силу, сравнимую с ИГИЛ по боевому духу, дисциплине и стратегии", - пишет автор.
Заявление Путина, продолжает Гелен, пролило свет еще и на торговлю нефтью между Турцией и ИГИЛ. Сырая нефть, добытая ИГИЛ, сотнями бензовозов доставляется в город Заху в иракском Курдистане, где ее продают на торгах и снабжают официальными документами. Затем груз забирают уже турецкие транспортные компании и - вместе с североиракской нефтью - везут в турецкие порты Мерсин, Дёртьол и Жейхан. С начала 2015 года исламистской организации удалось, по оценкам американского Минфина, заработать 500 млн долларов.
Между тем The Wall Street Journal сообщает: 1 декабря в Брюсселе прошла встреча министров иностранных дел Североатлантического альянса, где обсуждались "дополнительные меры по содействию Турции в охране ее границы в связи с тем, что на прошлой неделе ВС страны сбили российский военный самолет".
В настоящее время защита Турции со стороны НАТО - это противоракетные комплексы Patriot, однако союзники начинают предлагать Анкаре более гибкие возможности, говорится в статье. Речь идет о дополнительны американских, а также британских самолетах-перехватчиках. Кроме того, Германия и Дания развертывают флагманские корабли в восточной части Средиземного моря. Союзники также рассматривают возможность развертывания систем ПВО, подобных комплексам Patriot американского производства.
На встречах глав МИД также обсуждалось отношение альянса к России, в частности новая стратегия борьбы с гибридной войной, "в которой Россия использует обманные методы для маскировки перемещения своих вооруженных сил", добавляет издание.