"Войны памятников бесконечны, поскольку они свидетельствуют о борьбе исторической правды с пропагандой. В конце прошлого года латвийское объединение политически репрессированных (ЛОПР) направило всем фракциям Сейма призыв обратить внимание на памятники, прославляющие советский режим, однако на это письмо пока отреагировало только Национальное объединение, - пишет Элита Вейдемане в "Неаткариге".
«Несмотря на то, что с момента восстановления независимости Латвийской Республики в 1990 году прошло почти 28 лет, в Латвии и в Риге сохранились многие идеологические памятники бывшего оккупационного режима - Советского Союза. Для многих жителей Латвии эти памятники являются символами советской оккупации. Кроме того, своими посланиями и использованием запрещённой в Латвии советской символики, они тормозят решение проблем советского исторического наследия, создание единой памяти и раскалывают общество», - с такими словами репрессированные обратились к депутатам Сейма, добавив, что такие памятники без поясняющего текста создают ложное впечатление о событиях в Латвии во время советской оккупации.
Поэтому репрессированные просят разместить у этих памятников объясняющие щиты, на которых все интересующиеся могли бы прочитать объяснение, что данный памятник значит, каков его идеологический посыл и в чем состоит несоответствие исторической правде.
Нацобъединение обещало рассмотреть этот вопрос в начале новой парламентской сессии. Сессия началась, подождем действий Нацобъедиенния, потому что этот вопрос не из простых. Примерно можно прогнозировать, какое сопротивление будет от «Согласия», в особенности его части в Рижской думе, ведь такое трогание «святынь» - это нечто большее, чем прикрепление пояснительных записок к папкам с пропагандистскими материалами у советских активистов. Это уже будет сомнение в «истинах» советской оккупации, стабильность которой поддерживается и подпитывается «борцами» пятой колонны, живущими в Латвии, и их сторонниками за пределами восточных границ.
Казалось бы - само собой разумеющееся предложение - избавиться от кошмаров прошлого. К тому же, даже не путём сгребания их дерьма в надлежащее ему место, а путем размещения на них поясняющих текстов,
- как принято говорить, чтобы хранители «памятников» спали спокойно.
Однако правда будет ужасающей. Можно вспомнить хотя бы события 2015 года, когда Лимбажское отделение «Даугавас ванаги» убрало «памятник», который был возведён во время оккупации в честь советских моряков, которые в 1941 году занимались грабежами и убийствами, и убили семь местных жителей. Сами «героические» моряки позже погибли в битве с национальными партизанами. «Памятник» находился в аварийном состоянии, и самоуправление дало добро местному отделению «Даугавас ванаги» его демонтировать и обустроить территорию.
Конечно, русскоязычные СМИ подняли шум, а посольство России в Латвии подало ноту в Министерство иностранных дел ЛР в связи с этим случаем, таким образом в очередной раз вмешавшись во внутренние дела нашей страны по вполне понятной причине - чтобы защитить «честь» своих убийц и мародёров. Хотя событие довольно старое, оно идеологически соответствует.
Странно ведь: вряд ли где-либо в Европе такое возможно — оставить и почитать свидетельства оккупационного времени. Интересно, как бы это выглядело, например, в Польше, если бы там находились памятники, прославляющие, скажем, гестапо? Неужели нет ничего подобного? И в других странах тоже нет?
Вон, во Франции демонтирована мемориальная табличка, посвящённая подразделению SS Panzergrenadier Division: она находилась на частной территории, и люди выражали возмущение по поводу того, что такая табличка вообще существует. Но в Латвии это так нормально: здесь могут находится сотни «памятников», которые прославляют оккупационную власть, даже не говоря о том, что в столице Латвии, в Пардаугаве, по-прежнему возвышается неправильно отточенный карандаш, рядом с которым ежегодно собираются сторонники оккупантов и потомки.
Польша готова демонтировать около 500 памятников советского времени. В свою очередь, Россия предупредила Польшу, что она введёт против неё санкции, если это будет сделано. Испугается ли Польша ? А мы?"