«Идею преподавания общеобразовательных предметов в средних школах только на латышском языке нельзя воспринимать серьёзно», - сказал недавно сопредседатель Союза русских Латвии (СРЛ) Мирослав Митрофанов, - пишет Элита Вейдемане в "Неаткариге".
Он это предложение считает несерьёзным потому, что в его основе нет реального законопроекта, к тому же началось время предвыборных обещаний, но «если бы такие заявления были после выборов, наше настроение было бы совершенно иным», - добавил он. Надо признать: Митрофанов выбрал правильную тактику - пока что не бросать утиный помет на вентилятор. Однако «если будет разработан соответствующий законопроект, будет мобилизация общества и обязательно последует ответная реакция», - закончил Митрофанов, спокойно обещая повторение «школьных беспорядков» 2004 года.
К сожалению, его спокойствие имеет под собой реальную основу. Опыт показывает, что власть имущие достаточно трусливы для того, чтобы что-то радикально менять в системе образования,
в особенности в отношении стабильности сегрегированного образования. Митрофанов хорошо понимает, что в русских школах нет или почти нет учителей, которые способны качественно преподавать на латышском языке. Почему их нет ... это другой вопрос.
Одна из причин заключается в том, что ни один (или почти ни один) русскоговорящий педагог никогда не думал о том, что придёт время, когда надо будет начать преподавать школьникам на латышском языке - простите, что за чушь, какой латышский?! Никогда этого не было и не будет!
Трагикомическим образом это внезапно понял и пришедший к национальным взглядам министр Шадурскис: нет преподавателей, которые учили бы на латышском языке ... Но - что обещано, то обещано. До выборов один год, поэтому кто-то хочет в святости переплюнуть Папу Римского.
Но вопросы гораздо более драматичны. Почему за эти 27 лет после принятия Декларации независимости 4 мая ничего не было сделано для того, чтобы преобразовать русские школы в школы с латышским языком обучения - как это должно быть в нормальном национальном государстве?
Почему какой-то «союз русских Латвии» подговаривает русскоязычное общество участвовать в митингах, в которых якобы требует «убрать руки от русских школ», а на самом деле требуют подрывать основы государства? И, наконец, совсем наивный вопрос — осознает ли этот «союз русских» хоть в подсознании, что находится в Латвии, а не в России?
Нет, не осознает. Это заметно не только по организованным митингам, но все более интенсивно и рафинированно по русскоязычным СМИ. Не будем говорить об анонимных «комментаторах» в Интернете, которые буквально варятся в ненависти ко всему латышскому, посмотрим на интеллигентных, русскоязычных граждан, которые низводят слабые попытки власть имущих перейти к единой системе образования.
Так, например, некий Деги Караев, объявивший в понедельник пикет у министерства образования, публично сетовал, что ему «надоело быть негром», с которым никто не считается, потому что «мы - Латвия», а теперешняя ситуация, как оказывается, заставляет его чувствовать себя «как в тюрьме народов», потому что у него нет выбора: его, видите ли, заставляют говорить по-латышски!
По его мнению, все должно остаться, как было: сегрегированное образование как гарант советской стабильности. Back in the USSR, как когда-то пели The Beatles. Это не делается ради русских школьников, а для удовлетворения своих замшелых советских амбиций.
К счастью, есть много школ, в которых педагоги понимают, что переход к обучению на латышском - это нормальный процесс - в отличие от невежественного представления о том, что обязанность национального государства - финансировать школы с русским языком обучения.
И пока латышские партии будут баловаться пирожками, "Согласие" будет консолидироваться, умело разыгрывая тактику, и жданки с пименовыми, усмехаясь в лицо растерянным латышам, гордо устроятся в Сейме."