Служба неотложной медицинской помощи разработала стратегию до госпитализационной медицинской помощи на 2020-2026 годы.
Там можно прочесть, что «оценивая проделанную работу, можно сделать вывод, что есть возможность повысить эффективность работы службы, если сократить число вторичных вызовов. При сокращении вторичных вызовов уменьшается и время ожидания для пациентов с высоким приоритетом».
Вторичными скорая называет вызовы к людям с температурой. Однако оказалось, в случае с дедушкой Яны медики отказались приехать на так называемый вторичный вызов, который закончился смертью пациента.
Посоветовали пить парацетамол и наблюдать
Яна забрала своего дедушку Владимира из больницы, где он лечил воспаление легких. Оговорила с врачами дальнейшую терапию. Две недели дедушка чувствовал себя нормально, но потом его состояние резко ухудшилось. Стало тяжело дышать, поднялась температура. Внучка позвонила в «скорую» и объяснила ситуацию. Но диспетчер сказала, что не станет направлять к ним бригаду и переключила на врача-консультанта.
Семейный врач посоветовал дать больному парацетамол. И внучка побежала в аптеку за лекарством.
«Дедушке было уже так плохо, что он с трудом смог выпить лекарство», - рассказывает Яна.
Женщина позвонила в службу дежурных врачей. Рассказала ситуацию. Ей ответили, что парацетамол может подействовать не сразу, а в течении часа. И что, если улучшения не будет через час, надо опять им позвонить. Но через час дедушка умер.
«Я опять позвонила в «скорую» и попросила приехать и убедится, что человек умер. Но мне посоветовали обратиться в похоронное бюро», - рассказывает Яна.
Яна связалась с семейным врачом дедушки и рассказала о ситуации. Тот был удивлен, поскольку до этого наблюдал пожилого человека и все анализы после больницы у него были в норме. Врач назначил вскрытие, чтобы определить причину смерти. И оказалось, что причиной стала сердечная недостаточность.
Действуют по алгоритму
Руководитель Центра оперативного руководства Службы неотложной медицинской помощи Райта Кришьяне прослушала запись разговоров Яны и диспетчера и сделала вывод, что диспетчер все сделал по правилам внутреннего распорядка. Все звонки принимаются по алгоритму.
На телефоне сидят помощники врачей, у которых среднее медицинское образование. Однако, большая часть из них имела практику работы на «скорых».
В ситуациях, когда речь идет о высокой температуре, диспетчер связывает звонящего с врачом-консультантом.
Кришьяне отметила, что иногда и в случае температуры «скорая» приезжает на вызов, но только тогда, когда есть сопутствующие жалобы: рвота, остановка дыхания, сильные головные боли, потеря сознания.
«Если температура только первый день, то мы чаще всего не выезжаем, а предоставляем консультацию врача. Но мы никогда не говорим: больше нам не звоните. На повторный звонок мы обычно высылаем бригаду. Я послушала запись разговора и там врач сказала, чтобы через час перемерили температуру и перезвонили», - говорит Кишьяне.
Врач анестезиолог и реаниматолог Службы неотложной медицинской помощи Виктор Горовенко отметил, что в случае, если диспетчер ошибся, пациент может умереть через день-два и их служба об этом даже не узнает, потому что у «скорой» нет налаженной связи с семейными врачами.
По словам Кришьяне, о смерти пациентов, в случае не оказания «скорой» помощи, они чаще всего узнают из соцсетей. Или тогда, когда к ним с жалобами обращаются родственники. С января по 31 августа этого года было получено 24 жалобы. Рассмотрели 15 из них и ни у одной не нашли обоснований.