"Входящая в правящую коалицию в Эстонии Центристская партия во вторник опубликовала сообщение, что подала запрос на то, чтобы с 7 февраля отказаться от использования ковидных сертификатов. Требование выдержано в очень острой, практически ультимативной форме и заканчивается словами: «Центристская партия ждет от руководителя правительства (Кайи Каллас) конкретного решения до вечера среды».
И правительство Литвы на вчерашнем заседании решило с субботы отменить ковидные сертификаты или так называемые «паспорта возможностей». Во всем мире происходит переход к постепенному отказу от ограничений и сертификатов. Заметив это, многие противники ограничений в Латвии уже стали праздновать «победу». В эйфории предстоящей победы они уже представили себе, как главные ковидоистерики попадают на скамью Нюрбергского трибунала, а политики из правящей коалиции дерутся за право заявить, что были первыми, кто отменил ограничения. Понятно, что в реальности ничего подобного нет. Это просто мечты таких «победителей». А что в реальности?
А в реальности все еще нужно показывать сертификаты охранникам на входе в магазины и все еще запрещено работать без QR-кода. А с 15 февраля у сертификатов появится срок годности, после окончания которого каждому нужно будет опять идти и получить бустерную дозу вакцины. И как долго такая ситуация бедует сохранятся – неизвестно. Чрезвычайная ситуация, которая позволяет получить всякие ковидодоплаты сохранится до конца февраля, когда правительству нужно будет принимать решение по чрезвычайно сложному вопросу - как именно перед выборами удовлетворить тех работающих, которые привыкли к достойным «новым» зарплатам и которые теперь должны вернуться к той оплате труда, которая была до этой «щедрой» чрезвычайной ситуации, при которой «денег у нас столько, как никогда не было». Скорее всего в этом году (как выборном) будут сохранены доплаты медперсоналу (а может и всем остальным) из средств «на непредвиденные расходы».
Находящийся в оппозиции ZZS, планирует провести поправки к закону об управлении пандемией, которые прекратят действие так называемых ковидных сертификатов внутри страны. К этому предложению могут присоединиться и другие оппозиционные политики, но, учитывая прошлый опыт, коалиция, скорее всего, продемонстрирует свое обычное единство и отвергнет предложения оппозиции вне зависимости от аргументов.
Означает ли это, что сертификаты и бесконечная суета будут сохранены? К счастью, нет. Латвийский политический класс чрезвычайно провинциален. Его представители, совсем как деревенские парни/девушки из глубокой провинции, попавшие к огням большого города, чувствуют себя неуверенно. Чтобы не оступиться и не показать из-под юбки "козью ногу", они очень внимательно следят за тем, что делают "центровые парни", как они себя ведут, как одеваются, как разговаривают, какую музыку слушают, и стараются всячески им подражать. Как каждый из них это делает - это уже другая история.
По мере того как меняется мировая мода, рано или поздно мы тоже присоединяемся к ней. Проблема в том, что все эти прививки и сертификаты связаны с огромным финансовым оборотом, с идеологическим противостоянием и с психологическим желанием людей быть каким-то образом более привилегированными и чувствовать свое превосходство. Как пишет публицист Янис Меднис: "Многие уже полюбили ограничения". Это относится не только к Латвии, но и ко всему человечеству, потому что человек, будь он в Африке или в Нью-Йорке, - это всего лишь человек.
То, что пандемия в финансовом и операционном плане чрезвычайно выгодна для многих, для целых слоев общества и секторов экономики, было очевидно почти с самого начала, но идеологическое противостояние между так называемыми либералами и консерваторами в ковидных вопросах было несколько удивительным. Но только слегка. Самым большим и неприятным ковидным сюрпризом стало именно то, что сегрегация и дискриминация других оказалась психологически приятной для многих.
При условии, что эта сегрегация и дискриминация легальна и, самое главное, что в ее моральное обоснование люди сами верят. То есть, говорят себе, что это нормально и что это хорошо. Как хорошо, что "вокруг только нормальные люди", "надо бы и в общественном транспорте ввести сертификаты, потому что...". Все красивые истории об инклюзивном обществе, оказывается, работают лишь до тех пор, пока являются воздушными, теоретическими размышлениями за бокалом вина в баре «Bolderāja», или когда нужно подать очередную заявку на проект, чтобы продолжать регулярно пить вино в одном из интеллектуальных оазисов в центре Риги. Когда вы сидите рядом с человеком, который вам не нравится, с тем, кто заставляет вас чувствовать себя неловко, вся инклюзивность исчезает в одно мгновение. Как сказал Федор Достоевский, "Легко любить человечество, но трудно любить соседа за стеной".
Хотелось бы верить, что все эти ограничения прав человека однажды будут сняты, но праздновать победу пока рано. Также рано мечтать о том, что кто-то из тех, кто активно выступал за разделение общества и ограничение прав человека, предстанет перед судом или даже получит политическое наказание. Напротив, эти политики представляют интересы и желания определенного политического класса, который, как уже было сказано, с удовольствием поддерживает исключение "неугодных им лиц" из их поля зрения. Пусть эти люди живут в своей резервации. В своем собственном гетто и не мелькают перед глазами. Это их подсознательная мотивация, независимо от того, что говорится вслух.
Это означает, что борьба за права человека и возвращение уважения будет долгой. Сегодняшние правители будут пятиться назад медленно и неохотно. Надежды на какое-то раскаяние или, что еще безумнее, извинения невероятно наивны. Напротив, они пойдут на выборы как герои, чьи решительные (?) и убедительные (?) действия сыграли решающую роль в "победе над ковидом".
Поэтому долг каждого ответственного гражданина - не поддаваться эйфории, а внимательно следить за тем, как каждый отдельный политик, каждая политическая партия ведут себя в этот период. Чтобы сделать правильный выбор 1 октября и скорректировать список плюсами и вычеркиваниями в соответствии с тем, чего заслуживает каждый политик".