Пятиэтажный многоквартирный доме в спальном районе столицы. Некогда сюда въехали работники большого завода, строившего кооперативные дома своим сотрудникам. Теперь здесь многое поменялось. Дом постарел, но еще держится молодцом. От прежнего состава жильцов остался десяток квартир, да и то часть занимают наследники – молодое поколение. В другие квартиры въехали новые владельцы, многие сдают свое жилье. Есть и пустующие жилплощади – владельцы живут в другом месте.
Такова пестрая картина собственников жилья. Наступили времена, когда соседи по лестничной клетке годами не видят друг друга и даже не знают, кто рядом живет и тем более владеет квартирой. Все меньше многоквартирных домов, где жильцы, встречаясь на лестнице утром и вечером, здороваются друг с другом, а по выходным дням дружно играют во дворе с детьми и весной сажают деревья вокруг дома...
Залили!
Но это лирика, а суровые будни – это когда тебя заливают и ты не знаешь, кому предъявить претензии.
Галина Михайловна – на заслуженном отдыхе с небольшой пенсией, заработанной еще в советские годы. В квартире — скромная обстановка по моде 1980–х. Тогда они с мужем сделали ремонт, купили мебель Рижской мебельной фабрики (натуральное дерево!) – дефицитный в свое время гарнитур «Юбилейный», столовая и спальня. Тогда на Рижском вагоностроительном заводе (РВЗ) муж по профсоюзной линии, как передовик производства, получил талоны на покупку гостиного гарнитура, а спальный Галина Михайловна «выстояла» в Доме мебели.
Эта мебель да ковер на стене, тоже выстраданный в очереди, придавали квартире богатый вид. Да и сейчас еще мебель выглядит солидно.
— Мне не надо этой модной, но ветхой корпусной мебели, — говорит читательница. – Да и денег нет на обновки. И ремонт я уже не сделала бы, если бы не соседи...
А дело было так. Утром Галина Михайловна проснулась от монотонного звука капели, нарушающей утреннюю тишину. Но снег давно стаял, и дожди еще не шли. Откуда звуки? Оказалось, что по шву на потолке идет мокрая борозда, в центре которой образовалась перевернутая лужица. С нее и капало.
Но там наверху уже год никто не живет. Значит, водой не пользуются, краны не открывают. Может быть, сдали квартиру?
— Поставила тазик под капли, оделась и поднялась наверх. На звонок никто дверь не открыл. Тогда вызвала сантехника из домоуправления. Хорошо, быстро пришел – был в соседнем доме...
Сантехник перекрыл воду в доме. Пока связывались с домоуправлением, чтобы узнать координаты владельца, тазик наполнился, а вода уже текла быстрой тоненькой струйкой. Тем временем на лестнице стали открываться двери других квартир. Из–под двери квартиры над пустующей квартирой показался ручеек. Оказывается, вот кто виновник.
Выяснилось, что хозяин квартиры над пострадавшей живет за границей и только квартплату перечисляет. Ключи есть у родственника, который живет в другом районе и обещал приехать не раньше вечера.
А вот хозяйка виновной в происшествии квартиры быстро прибежала и открыла свою дверь. Вот беда — она включила стиральную машину, а сама пошла в магазин, да задержалась. А у машины соскочил шланг – бывает. Здесь все понятно – с нее и спросят...
Если хозяин недоступен
А вот если бы виновником был владелец, который живет не в Латвии? В отсутствие хозяев попасть в квартиру нельзя – это частная собственность. И сантехник не может взломать дверь и войти, чтобы перекрыть воду. А перекрыть воду всему дому – это поток жалоб, и мера разрешена в крайнем случае, и то ненадолго.
Вот тогда была бы проблема у всех живущих под «потекшей» квартирой. Пока нашли бы владельца, пока открыли дверь...
Сейчас же Галина Михайловна надеется на отзывчивость верхней соседки со стиральной машиной, что та оплатит ей новую побелку потолка. Хорошо хоть мебель не пострадала и пол не вздулся. И то это потому, что пенсионерка была дома. А если бы она вернулась домой вечером, то побелкой не обошлось бы.
Кто виноват и что делать?
Об этом мы спросили юриста Ирину САВЕЛЬЕВУ. Она говорит:
— Обеим сторонам всегда лучше договориться полюбовно о возмещении ущерба. Но надо взять с виновника расписку, что он обязуется сделать то и то в такие–то сроки, потому что устные обещания часто превращаются в пустые разговоры...
Если же договориться не получается, то надо вызвать представителя домоуправления, чтобы составить акт, сфотографировать повреждения (это не помешает в любом случае) и предъявить требования возмещения ущерба. Или владельцу верхней квартиры, или домоуправлению — в зависимости от того, что окажется причиной протечки. Не исключено, что виновник может игнорировать свои обязанности и дело придется решать в суде, а это — годы.
А если бы утечка шла из квартиры, где никто не живет? Что делать жильцам в таком случае, если попасть в чужую квартиру невозможно?
— В таких случаях обслуживающая дом организация должна быть более активной, — считает юрист. — Закон разрешает в чрезвычайных ситуациях открыть квартиру и перекрыть там воду, произвести другие необходимые аварийные работы. Сделать это возможно в присутствии полиции. Пострадавшим жильцам надо настаивать, чтобы домоуправление открыло квартиру, составило акт о протечке и нанесенном ущербе...
Исходя из сложившейся ситуации, делаем два вывода:
* требуйте от управляющего выполнять свои обязанности в любой ситуации, особенно аварийной;
* не экономьте на страховке квартиры – это решит многие возможные проблемы...
Татьяна АНДРИАНОВА