На фото: известный украинский журналист Руслан Коцаба
Почти два года назад на Украине начался Майдан, приведший к государственному перевороту и ставший спусковым крючком войны на Донбассе. О том, что изменилось с тех пор и как живёт Украина сегодня Ves(точка).lv побеседовала с оппозиционным украинским журналистом Дмитрием Скворцовым, проживающим в Киеве.
Общество раскололось
Чем живёт Украина? Та, где не стреляют.
Ещё до войны наше общество разделилось на сторонников и противников Майдана. Раскол и пропасть между ними сейчас только усугубились. Можно говорить о двух точках зрения — так называемой «укропской»... А эти люди и сами не стесняются называть себя укропами. Уже и партия существует «Укроп», и президент Украины Пётр Порошенко нацепил на себя бирочку «укроп». Это точка зрения нынешнего киевского режима и региональных властей. Причём это не просто губернаторы, а люди, которые реально держат регионы, как удельные княжества. Коломойский и его люди, которые держали Одессу. Люди Порошенко. И так далее. Вторая группа населения — это люди, которые не поддерживали Майдан. Так называемые «ватники».
Это деление имеет свою географию?
Галиция и Западная Украина (исключая Закарпатье и Буковину) — регионы преимущественно представленные сторонниками Майдана. На Востоке и Юге преобладают противники Майдана. Но и там, и там есть люди, которые имеют противоположную точку зрения.
Вы использовали слово «пропасть»...
Общеукраинской точки зрения на происходящее нет. Общество поляризировалось. Это можно видеть на примере Киева. Как и любая столица, Киев — город-паразит, место обитания креаклов и офисного планктона. Тех, кто и поддерживает цветные революции. И если до Майдана 2013-2014 годов в Киеве силы, выступающие за союз с Россией и вступление в Таможенный и Евразийский союзы набирали только 20% голосов, то сейчас эти 20% разделились пополам. Одни стали ещё более убеждёнными русофилами, другие шатнулась в сторону русофобии. Их обработали СМИ. Эти люди говорят: «Мы не националисты, мы всегда были против Порошенко, против его кума Ющенко и против всей этой своры. Но Россия показала себя таким агрессором, что мы стали русофобами». В других регионах Украины, возможно, всё произошло иначе. Но те, кто увидел реальную жестокость на Майдане, когда начали убивать людей, начали убивать мальчишек вэвэшников-срочников (ВВ — внутренние войска), когда в Киеве на Крещатике были камеры пыток, они решили для себя, что с Украиной их больше ничего не может связывать.
Несогласные журналисты сидят по тюрьмам
Насколько безопасно на Украине быть противником Майдана?
В начале Майдана против него был 51% жителей Украины. Эти люди не могут быть выдавлены в маргиналы по одной простой причине — их очень много. Индикатором можно считать отношение к ассоциации с Евросоюзом - Майдан вышел под лозунгом: «Янукович лишает нас Европы». Была дичайшая обработка населения со стороны СМИ — ни один общенациональный телеканал (а телевидение остаётся главным источником пропаганды и агитации) не мог себе позволить даже пикнуть против евроинтеграции. И при том, что за европейские гранты и за собственные деньги олигархов, которые содержат телеканалы (а на Украине крупнейшие телеканалы принадлежат олигархам), шла довольно навязчивая реклама евроинтеграции, примерно половина страны была против неё. Майдан вряд ли изменил это мнение. Скорее наоборот — отпугнул неопределившихся от евроинтеграции, когда они увидели тех, кто символизирует собой эту евроинтеграцию. Противники Майдана никуда не ушли. Они по-прежнему остались на Украине. Да, ушёл Крым с его населением, ушёл Восток Украины — миллионов 6 человек. Но всё-равно около 30-40% населения Украины остались при своих антиевропейских взглядах.
Они представлены в СМИ? В политике?
Сейчас на Украине нет ни одного общенационального средства массовой информации (уже не только телевидения), которое бы представляло оппозиционную точку зрения. И в политике эта точка зрения тоже не представлена. Быть таким политиком просто опасно — его моментально убъют. Причём не политические конкуренты, а те люди, которые воюют. Со словами: «Пока мы воюем за Украину, они тут будут в парламенте у нас заседать?»
[caption id="attachment_89012" align="alignleft" width="150"]
На Украине для СМИ опасно быть против евроинтеграции. Например, еженедельник «2000.ua». До Майдана он был единственным оппозиционным еженедельником общенационального масштаба. После Майдана газету сразу же задушили, и в печатной версии она больше не выходила. Задушили экономически. Последние 2 года она существует в качестве интернет-сайта. Сейчас «2000.ua» снова пытается выйти в печатном виде. Но типографиям намекают, что если они будут выпускать эту газету, то у них будут большие проблемы. И типографии отказываются сотрудничать. Также на издание есть давление со стороны властей.
Другой пример, на Украине самым популярным ежедневным изданием была газета «Вести». Она поддерживала Майдан, называла ополченцев Донбасса террористами, называла войну на Юго-Востоке страны агрессией со стороны России. В общем, была в общем русле украинской пропаганды. Но «Вести» позволяли себе привести прямое мнение противоположной стороны. Просто в качестве примера. Этого оказалось достаточно, чтобы газету закрыли, а на главного редактора завели уголовное дело. В редакции были обыски. Все компьютеры журналистов были изъяты, хотя издание обвинялось в неуплате налогов.
Убийство Олеся Бузины далеко не единичный случай. На Украине в тюрьмах сидит огромное количество журналистов, якобы не по журналистским статьям. За сепаратизм и тому подобное. Среди них много региональных журналистов, о которых мы ничего не слышим.
На Украине отказывают в регистрации СМИ просто на том основании, что «оно действует на коллективистских принципах». Решение Министерства юстиции. Поскольку коллективизм является основой таких идеологий, как коммунизм, социализм и фашизм, то изданию отказано в регистрации. Но послушайте, у нас на основе коллективизма действуют все партии. Устав всех партий на этом построен. У нас фракции парламентские действуют на основе коллективизма. Так давайте отмените ещё и парламентаризм.
Вы упомянули действующее оппозиционное СМИ, перебравшееся в интернет. Каков его источник финансирования? Реклама?
У «2000.ua» рекламы было много, когда издание было печатным. На сайте её особо не видно. Источник финансирования этого СМИ — его главный редактор Сергей Кичигин. Бизнесмен, и известный на Украине человек.
Конец близок
Чем закончится украинский кризис?
Пациент уже не излечим. Украинский кризис закончится исчезновением Украины. Она распадётся. Точка невозврата пройдена. Страна держится только за счёт западной помощи. Брюссель платит Украине за газ, а из Вашингтона звонят Игорю Коломойскому (экс-губернатор Днепропетровска — прим.) и говорят: «Не рыпайся». Если бы Вашингтон не держал всех этих ребят за «фаберже», они бы уже давно друг друга перегрызли и Украина распалась на удельные княжества. И неизвестно, какое из этих «княжеств» сдержало бы у себя на территории народные восстания, сродни тем, что были в Харькове, Луганске и Донецке.