Среди самых известных градоначальников Даугавпилса минувших времен — Павел Дубровин и Николай Гагельстром. О первом мы рассказывали в одном из очерков. Пришло время вспомнить о другом.
Заслуги Николая Ивановича Гагельстрома перед Динабургом (до 1893 года город назывался так, а затем указом Александра III был переименован в Двинск), трудно переоценить. Основал первый театр, парк. При нем начали мостить улицы. Нынешней планировке Даугавпилс тоже обязан ему. Но обо всем по порядку.
Гагельстром родился в год нашествия на Россию французов — в 1812–м, в Петербурге. Окончил в столице Главное инженерное училище, служил в армии. В начале 1850–х годов полковник Гагельстром назначается командиром Динабургского инженерного арсенала, а впоследствии становится главным инженером крепости. По воспоминаниям современников, это был умный, энергичный человек. В обществе его выделяла еще одна вещь — страстная любовь к театру. В 1856 году на собственные средства он построил в городе театральное здание. Тогда же состоялась премьера. Эта улица и по сей день носит название Театральной (Театра). Плац–адъютант Динабургской крепости фон Роткирх вспоминал, что Гагельстром "чуть ли не все состояние свое и, кажется, жены убил сначала на сооружение здания театра, а затем на его содержание". Но овчинка того стоила. Театр считался лучшим в северо–западной части Российской империи, был гордостью и достопримечательностью Динабурга. А сам уездный город мог дать фору губернскому Витебску. Историк А. Сементовский в 1864 году писал: "В настоящее время Динабург не только занимает первое место между уездными городами своей губернии, но даже нисколько не уступает по красоте зданий и торговле Витебску, не говоря уже о крепости, где все дома каменные в два и три этажа, так называемый Форштадт украшен многими прекрасными зданиями, в особенности на дамбе. Общественная жизнь в Динабурге более развита, чем во всех других городах этой губернии; это доказывается тем, что в Динабурге имеется частный театр, тогда как в Витебске нет и городского".
В 1865 году в звании генерал–майора Гагельстром вышел в отставку. А вскоре был рекомендован правительством на должность городского головы. Эту должность он занимал дважды: с 1865 по 1870 и с 1874 по 1876 год. Любопытно, что каждый раз депутаты "прокатывали" его, правительственного ставленника. Первый раз больше голосов отдали Герониму Квятковскому, второй — прапорщику Иосифу Унгерну. Пришлось вмешиваться губернатору края и собственным распоряжением утверждать в кресле городского головы правительственного назначенца Гагельстрома. Но это был тот случай, когда назначение сверху было оправданно. Гагельстром доказал это десятками добрых дел для города.
А чем он не понравился коллегам? Можно предположить, что поляки, коих было немало в депутатском корпусе, хотели видеть в кресле губернатора своего человека. Поэтому и проталкивали Квятковского, Унгера. Да и не поворуешь при таком градоначальнике, как Гагельстром. Ведь как писал классик о далекой России, "не бравшие взяток считались бунтовщиками". Трудно предположить, что человек, который давал собственные деньги на городское благоустройство, театр, станет потворствовать взяточникам.
Заслуги Гагельстрома перед Динабургом весомы. Именно в годы его руководства был разработан и утвержден план застройки города, интенсивно велось строительство в Новом Форштадте (ныне центр города). Там стали возводить только каменные здания. Была создана комиссия по благоустройству, стараниями которой впервые начали мостить улицы, ввели их искусственное освещение. Был открыт городской общественный банк. По инициативе городского головы был заложен первый городской парк — Александра Невского, который сегодня носит имя Андрея Пумпура.
Штрихи к портрету Гагельстрома дополняют воспоминания Роткирха. В них — о главной большой любви градоначальника: к театру. "…Ни в одном из уездных городов нашей Северо–Западной окраины нет такого театра, какой устроен в Динабурге. Периодическая печать едва ли когда–нибудь о нем упоминала; между тем театр существует давно и имеет уже свою историю. До сооружения нынешнего театрального здания заезжие в Динабург театральные труппы давали представления свои, так же как и в других городах, в сараях, приспособленных кое–как, на живую нитку, и исключительно только на польском языке. Но вот в начале 50–х годов был назначен командиром Динабургского инженерного арсенала полковник Николай Иванович Гагельстром, человек умный, образованный, энергичный и отличавшийся постоянною кипучею своею деятельностью. Он до страсти любил театральное искусство и в любительских спектаклях нередко играл сам; был знатоком и любителем музыки и обладал бездною вкуса и изобретательности. Все, что он устраивал, было прекрасно и отличалось законченностью. Энергичный Гагельстром нашел не менее энергическую поддержку всем полезным предприятиям своим в лице динабургского коменданта Андрея Михайловича Симборского. В головах этих деятелей родилась и созрела мысль устройства в Динабурге, на Новом Форштадте, постоянного театра…. Тогда был самый цветущий период динабургского театра. Внутренняя отделка его была даже роскошна: бархат, золоченая бронза, хрусталь господствовали всюду; ложи в два яруса были устроены с изяществом… Декорации выписывались из Варшавы, Москвы, из Петербурга… и частию писались самим Гагельстромом. Театр всегда был полон. Николай Иванович умел привлекать публику заманчивостью и разнообразием представлений. Он выписывал из Варшавы танцовщиц и разных знаменитостей музыкального и театрального мира. Ухитрился даже поставить на небольшой сцене своего театра такие оперы, как "Волшебный стрелок", "Дочь второго полка", "Аскольдова могила", "Русалка"… Гагельстром поставил театр на такую высоту, что ни одна польская труппа не осмелилась уже поя
виться в ополяченном Динабурге, потому что она не имела бы зрителей…"
После сложения полномочий городского головы Гагельстром не раз избирался депутатом местной думы. Но в 1882 году обратился к коллегам с заявлением о досрочном сложении полномочий. "Находясь 17 лет в должностях при общественном управлении, в том числе 11 лет по назначению от правительства в должности городского головы, и употребив во все время моего служения городу Динабургу все свои нравственные и телесные силы, я, достигнув 70–летнего возраста, полагаю своевременным отказаться добровольно от должности члена городской управы".
Через год бывший градоначальник скончался. Похоронили его на православном кладбище города, недалеко от церкви Святителя Николая. После войны с могилы исчезли надгробный памятник, ограда, и вскоре она заросла бурьяном. Долгое время место погребения известного динабуржца нельзя было найти. Не так давно усилиями художника–оформителя Дворца культуры и спорта Даугавпилса Ольги Корниловой могилу удалось отыскать. В 2006 году, когда город отмечал 150–летие первого театра, на средства думы, Краеведческого и художественного музея, а также на добровольные пожертвования жителей на могиле Гагельстрома вновь был установлен надгробный памятник. Думается, это лишь начало. Стоило бы установить памятник известному градоначальнику и в общественном месте — в парке, на площади. Ведь деньги на реконструкцию того же Дома единства, построенного при Карлисе Улманисе и несколько лет назад с попмой открытого, у власти находятся. На создание монумента средства нужны в куда более меньшем объеме.
15 октября 2015. "7 секретов" №41