Он отметил, что в практике Европейского суда по правам человека было несколько похожих дел, которые закончились тем, что суд признал подобные законы несоразмерно ограничивающими свободу слова.
“На мой взгляд, этот проект противоречит свободе слова. В практике Европейского суда по по правам человека было несколько дел из Турции, где тоже существовал такой запрет – он касался ограничений на использование любых других языков кроме турецкого, за нарушение запрета предусматривалась уголовная санкция, и это уголовное наказание действительно применялось. Но, во-первых, сам Конституционный суд Турции в какой-то момент пришел к выводу, что это неправильные меры и законодательство Турции было изменено, а во-вторых, Европейский суд по правам человека пришел к выводу, что это несоразмерное ограничение свободы слова”, – рассказал Димитров.
Также Димитров упомянул похожие ограничения, принятые в Болгарии. Он рассказал, что Европарламент призвал правительство страны пересмотреть данные нормы. По его словам, того же можно ожидать и по отношению к Латвии, если этот законопроект будет утвержден.
“Схожие ограничения есть в избирательном кодексе Болгарии, и это норма подвергалась критике со стороны Венецианской комиссии совета Европы и ОБСЕ. Пока что она не отменена, наверное, потому, что еще не было сравнимых дел по правам человека. Еврокомиссия никогда по этому поводу не высказывалась, но недавно Европарламент обратил внимание на ситуацию с правами человека в Болгарии, и принял резолюцию, которая не является юридически обязывающей, но выражает политическую позицию Европарламента.
Там есть конкретный параграф, в котором Болгария призывается прислушаться к рекомендациям ОБСЕ и Венецианской комиссии. То есть, если такое ограничение будет принято и в Латвии, можно ожидать, что будут возбуждены дела в Европейском суде по правам человека и органы Евросоюза обратят на это внимание”, – подчеркнул он.
Напомним, ранее в правительство поступил законопроект о запрете предвыборной агитации на любом языке, кроме латышского. Согласно предложенному законопроект, всю агитацию можно будет вести только на латышском языке, а за нарушение ограничения могут будут назначены