Адвокат на судебном заседании заявила, что из разъяснений Министерства образования можно сделать вывод, что целью оспариваемых норм является не просто добиться изучения государственного языка, а добиться того, чтобы представители нацменьшинств владели госязыком на том же уровне, что и латыши.
Она считает, что это невозможно, поскольку существует разница между родным языком и другими языками. Иностранные граждане почти всегда будут иметь чуть более слабое знание латышского языка, поскольку это не их родной язык, убеждена Никульцева, добавляя, что легитимной целью не может быть требование точно такого же знания латышского языка, как у латышей, которые являются носителями этого языка.
Никульцева отмечает, что ранее аналогичные поправки в закон были приняты и в Украине. Венецианская комиссия ранее призывала освободить частные школы от языковых требований, и Украина сделала это.
Дело было возбуждено по заявлению Даны Джибути и Доминика Джибути. Заявители - ученики, "которые относят себя к национальным меньшинствам, проживающим в Латвии, их родной язык не является официальным языком Латвии, а языком меньшинства, и они учатся в частном учебном заведении по программам образования меньшинств на уровне дошкольного и начального образования".
Тенгиз Джибути, законный представитель детей, подчеркнул на слушаниях, что сплотить общество можно через понимание общих ценностей и чувство принадлежности, а этого можно добиться, только проявляя уважение к меньшинствам.
Он считает, что нынешняя интеграционная политика государства направлена не на сотрудничество и сплочение различных этнических групп, а на игнорирование интересов меньшинств и сохранение их самобытности. По его мнению, оспариваемым положением государство переступило допустимую черту.
Истцы считают, что из-за оспариваемых норм они больше не смогут получать образование на родном языке, и эти нормы лишают их права на развитие как всесторонних и критически мыслящих личностей и права на полноценное использование своего языка в общественной и частной жизни, что вытекает из норм Конституции.