Сегодня многие сомневаются в том, что Алла Пугачева является настоящей матерью малышей, которых "молодожены" выставили недавно на обозрение изумленной публики. Скорее всего, их для нее родила суррогатная мать.
На днях в Риге в помещениях портала "Мамам и папам" (Mammām un tētiem) состоялась необычная лотерея. Определились десять латвийских женщин, которые смогут бесплатно пройти экстракорпоральное оплодотворение (от extra — "снаружи" и corpus — "тело"), чтобы осуществить свою мечту о долгожданном малыше. В республике тысячи семей мечтают о такой возможности, однако это слишком дорогое удовольствие — полторы тысячи латов. Увы, государство финансирует лишь несколько сотен процедур. Остальные проводятся в частных клиниках репродуктивного здоровья, которых на сегодняшний день только пять.
Однако, понятное дело, далеко не всем по карману их услуги. Очередь за госфинансированием растянулась на многие годы вперед. Актуальную благотворительную кампанию организовало общество Labu darot. Акцию поддержали торговая сеть Elvi и другие известные компании. Поначалу планировалось собрать средства для пяти женщин, по одной от каждого латвийского региона — Курземе, Латгале, Видземе и Земгале, а также Риги. Но в итоге было пожертвовано денег намного больше, поэтому число счастливчиков удвоили.
В целом было принято 98 заявлений со всей Латвии. Победительницам предоставят возможность пройти полностью оплаченный курс ЭКО–процедуры в клинике репродуктивного здоровья EGV. Ее основатель Вольдемар Лейиньш считается прародителем искусственного оплодотворения в Латвии. На пресс–конференцию прибыл заместитель главврача клиники гинеколог Марис Арайс, который моментально был атакован журналистами. Что ж, на фоне демографических проблем, существующих в Латвии, тема действительно сверхактуальная. По словам доктора, сегодня можно забеременеть и в сорок, и даже в сорок пять лет.
— В чем суть ЭКО–процедуры?
— Мы искусственно получаем от женщины яйцеклетки, которые потом в лабораторных условиях оплодотворяются спермой партнера или донора. После чего оплодотворенные яйцеклетки (это уже будущие дети), или эмбрионы, мы подсаживаем обратно в полость матки. Затем мы ждем, понравится ли им там или нет. Если понравилось, то наступает беременность.
— А Пугачева действительно могла сама родить в свои 64 года? — поинтересовалась одна моя коллега.
— Насколько я слышал, Алла Борисовна никогда не заявляла, что она сама родила малышей, которые недавно появились на свет. Их выносила суррогатная мать. Как сообщали СМИ, яйцеклетки Примадонны якобы были заморожены 10 лет тому назад. Я не знаю, правда это или нет, но могу подтвердить, что в нашей клинике действительно можно заморозить яйцеклетки на такой срок. Обычно это касается тех дам, которые на сегодняшний день еще не думают о беременности. А потом женщина, которая закончила выстраивание карьеры и решила посвятить себя материнству, приходит к нам за своими яйцеклетками, которые на 10 лет моложе, чем она на данный момент.
— Сколько яйцеклетки могут храниться?
— Согласно закону — максимум 10 лет. Это касается и сперматозоидов.
— 10 лет — большой срок. Почему яйцеклетки и сперматозоиды не портятся? Ведь они живые!
— Они хранятся при температуре минус 196 градусов в жидком азоте. Но им не "холодно". Чтобы было более понятно, приведу пример с лягушками. Зимой они промерзает и превращаются в куски льда, а весной оттаивают и продолжают свое существование как ни в чем не бывало. Правда, не все. Некоторые лягушки не выживают. Точно такая же ситуация и с яйцеклетками, и со сперматозоидами.
— Если Алла Борисовна заморозила свои яйцеклетки в 54 года, то насколько они подходят для оплодотворения?
— В нашей клинике мы советуем замораживать яйцеклетки в возрасте до 35 лет. И только. Так что если говорить о Пугачевой, то качество ее яйцеклеток и шансы забеременеть — это вопрос, мягко говоря, дискуссионный.
— Почему ЭКО–процедура стоит так дорого?
— Сумма складывается из разных позиций, включая расходы на лекарства, анализы и пр. Половина денег уходит на гормональные препараты, которые очень дорогие. Мы используем только самые качественные и проверенные лекарства. Такие же, как и во всем мире. Они не наносят вреда здоровью пациентов.
— А сколько времени занимает процедура?
— От месяца до трех. Все зависит от ситуации с конкретной парой. Хочу выразить особенную благодарность СМИ за поддержку, потому что сегодня люди к нам обращаются быстрее, чем раньше. А значит, шансы у них резко повышаются. Еще 10 лет тому назад к нам обращались пары, которые не могли завести детей на протяжении многих лет. А сейчас некоторые пациенты женаты всего один год. Приходят и говорят: "Мы уже готовы!" Однако это вовсе не значит, что всем им делается ЭКО–процедура.
Сначала нужно провести тщательное обследование. Иначе деньги будут выброшены на ветер. А мы работаем на результат. После изучения ситуации мы даем свои рекомендации. Иногда беременности препятствуют те или иные факторы. Важно их устранить. Когда пара выполняет рекомендации, женщина зачастую беременеет и без искусственного оплодотворения. Кстати, у нас тоже огромная очередь, в которой стоят примерно 400 пар.
— А сколько всего в Латвии бесплодных пар?
— К сожалению, такой статистики нет. Но, судя по ситуации в Европе, то примерно от 8 до 15%. Думаю, Латвия тут ничем не отличается. С другой стороны, пары трудно подсчитать. Если бы они где–то регистрировались, тогда другое дело. Но многие семьи не обращаются в клиники. Хотя, как я уже говорил, не всем таким парам нужно искусственное оплодотворение. А кто–то просто не хочет заводить детей.
— Каковы основные причины бесплодия?
— Согласно статистике, в 40% случаев детей нет из–за мужчин и в других 40% случаев — из–за женщин. Остальные проценты приходятся на различные смешанные проблемы. Свою роль играют всевозможные заболевания, перенесенные операции и т.д. А иногда трудно определить, почему беременность не наступает. Хотя внешне с парой все вроде бы в порядке.
— Как я понимаю, первое удачное искусственное оплодотворение в Латвии произошло в 1998 году. А сколько всего детей родились из "пробирки"?
— Такой статистики тоже нет. Но ясно, что их сотни. У каждой клиники свой учет. К сожалению, в государстве нет общего регистра. Я не знаю, по какой причине. Возможно, кто–то этого не хочет. Некоторые женщины не признаются, что сделали ЭКО–процедуру. Скажем, дама из провинции приезжает в Ригу, посещает клинику, а потом становится на учет у своего гинеколога. Она ему даже не говорит о том, каким образом забеременела. Государство такое позволяет.
— Получается, даже муж может ни о чем не догадываться?
— Конечно. Но в таком случае речь идет о доноре…
— В Латвии суррогатное материнство запрещено?
— Да. Закону о репродукции уже 10 лет. Многие правила явно устарели, а значит, их надо менять. Только так можно поспеть за современными реалиями. Потому что те, кто хочет родить с помощью суррогатной матери, найдут выход из положения. Поедут в Россию, на Украину или в любое другое государство, в котором такая возможность существует. Так что сейчас Латвия только теряет этих пациентов. Тут еще проблема с контролем за качеством. Но это политический вопрос. Если кто–то захочет его поднять, он должен подумать о последствиях своего заявления.
Михаил ЗАДОРИН.