«У меня погибла дочь. Ей было 37 лет. Пошла с внучкой средней в Maxima, за мороженым. Диана стояла с одной стороны, Юлия с другой. Они друг к другу должны были пойти, выбирали, какое мороженое детям. И не успели выбрать. Туда, где Юля стояла, там самая большая плита упала, потому что вытащили ее 54-ую, самую последнюю, когда пришел кран, который специально заказывали, чтобы поднять эту плиту», - рассказала мама погибшей Юлии Бурдукевич Людмила Ларькина.
У Юлии остались три дочери: родная и две приемные. За эти годы девочки выросли. Старшая Дана поступила на бюджет, выучилась. Теперь работает хореографом. Средняя Диана уехала в Англию. Младшая Снежана в этом году закончила школу, подала документы в колледж на косметолога. Обучение недешевое — семестр стоит полторы тысячи евро. Три года учебы, вместе это 9 тысяч евро.
«Мы с дедушкой пенсионеры. И нам тяжело. И помощь с ABLV было бы хорошо», - признала Людмила Ларькина.
Казалось бы, причем здесь ликвидируемый банк ABLV? История следующая: где-то через полгода после трагедии пострадавшие в Золитуде случайно узнали, что благотворительный фонд, который находился под банком, собрал для них значительную сумму - 190 тысяч евро. Позже в фонде решили: пожертвования пойдут на одну единственную цель - обучение детей погибших и пострадавших в Золитудской трагедии. Образование высшее, либо профессиональное, также курсы по вождению. Но претендовать мог далеко не каждый подросток. Только одаренные. Средний балл за учебу - выше семи.
«По отношению к нам, это нечестно. Это фонд создан. Раздайте его детям, разделите на всех. Есть дети, учишься, не учишься, будьте честными!», - призывает Роман Доронин.
Роман Доронин — пожарный. 21 ноября 2013-го было обычное дежурство. Поступил вызов, по первой информации, взрыв в магазине. Зашли в Maxima спасать раненых. И тут произошло второе обрушение. Трое пожарных погибли. Роман получил серьезные травмы.
«После этой трагедии я стал хромым, больным. Пришлось уйти, потому что я получил травмы. Я не мог с этими травмами работать дальше», - говорит бывший пожарный .
У Романа двое детей. Старшая Катрина поступила на бюджет, в Лиепайский университет, направление - культура. Благотворительный фонд предложил ей стипендию: 130 евро в месяц - на жилье и частично на дорожные расходы. Ездить приходится часто: учеба в Лиепае, дом в Саласпилсе. Согласование, по словам Катрины, длилось полтора года. Сейчас она уже на третьем курсе. Пришлось доказывать, что папа действительно пострадал, что ей действительно нужна помощь. Но, когда все документы были отосланы, пришел ответ: деятельность фонда остановлена, пожертвования арестованы.
«Если эти деньги были предусмотрены нам, почему их невозможно дать? Где преграды, чтобы не дать эти деньги? Нам легче будет. Может, я эти деньги не все истратила на себя. Просто папе сейчас сложно… я не могу на это смотреть, мне не нравится это очень. Я могу представить, какой была бы жизнь без этой Maxima, папа был прекрасным пожарным, все рушится», - сказала дочь Романа Катрина.
24 ребенка — столько детей потеряли в Золитуде одного или обоих родителей, или же их родители пострадали. На данный момент помощь Фонда рассчитывали Снежана и Катрина. Не факт, что получили бы. Сам фонд в этом сезоне планировал помочь трем студентам оплатить учебу, а еще одному - получить права.
«Те наши студенты вузов, которые обучались за счет средств фонда, финансирование их учебы прекращено, представьте, одна из девушек учится на стоматолога в университете Страдиня. И обучение стоит огромных денег, если я не ошибаюсь, семестр стоит 7 тысяч евро или даже больше», - отметила руководитель товарищества Zolitude 21.11Регине Лочмеле-Лунева.
NOVUM RIGA — так называется фонд, который 13 лет назад был основан некогда владельцами банка ABLV Эрнестом Бернисом и Олегом Филем. В 2018-м банк попал в черный список: подозрение в пособничестве по отмывке денег. Сейчас идет процесс самоликвидации. Благотворительный фонд продолжал работать. Однако этим летом Служба финансовой разведки остановила деятельность фонда. «Дети Золитуде» лишь небольшая его часть — 146 тысяч евро. Заморожены средства фонда на сумму 12 миллионов евро, как деньги, так и ценные бумаги.
«То, что сделало государство — несоразмерно. Мы называем это: злонамеренное использование власти. Пока идет расследование, ограничения должны быть соразмерными. Нельзя просто все закрыть и, фактически, двигать фонд на ликвидацию», - заявил член правления NOVUM RIGA Артурс Эглитис.
В Службе финансовой разведки «Личному делу» заявили: комментариев не будет. Ответ ликвидаторов ABLV: «Банк не может комментировать дела конкретных клиентов или кредиторов».
21 ноября 2013 года в рижском районе Золитуде в магазине Maxima рухнула крыша. Погибли 54 человека. С тех пор прошли почти 7 лет, а Золитудская трагедия превращается в бесконечную трагедию. И теперь пострадавших накрывает уже железобетонной плитой системы.