Выясняется, что городом управляют отнюдь не депутаты, причем выясняется это практически случайно, когда мэр столицы Мартиньш Стакис, даже не успев как следует побриться, дал интервью телеканалу «Дождь», где рассказал о планах по сносу памятника Освободителям в Риге.
При этом оказывается, что 59 из 60 депутатов Рижской думы вообще не в курсе, когда именно, кто и как его будет сносить. А Стакис – знает. Он подписал некую бумагу о неразглашении этой, как выясняется, секретной информации, а остальные 59 депутатов оказались этих «тайных знаний» недостойны. Я даже обиделся: выходит, кто-то за меня решил, что я не достоин хранить тайну? Ну, хорошо, я депутат от оппозиции, но и коалиционные депутаты думы – от тех же партий, что представлены в правительстве - тоже оказались в числе «неблагонадежных»!
Выходит, в Риге, судя по всему, информацию о дате сноса памятника знают только два человека – Стакис и исполнительный директор города. Возможно, (как следует из интервью) и общество «Делна», которое, видимо, считается более легитимным и достойным доверия, чем 59 избранных депутатов.
И возникают вопросы. Кто управляет нашим городом – избранные народом депутаты или самоназначенный император Мартиньш вместе с никем не избранной «Делной»? Кто решил, что только Стакис достоин информации о дате сноса памятника? Что, в конце концов, вообще, происходит с демократией в Латвии, если важное для города решение засекречивается?
Я недолго прожил в Советском Союзе, но этот случай живо мне его напомнил. Тотальная секретность, закрытость, недоверие. Может не стоит к этому возвращаться, не стоит назначать сверху «руководящие органы», отодвигая в сторону избранных народом депутатов? В конце концов, по Конституции Латвии именно народу принадлежит власть.
Случай настолько вопиющий, что планирую подать в суд на людей, которые в обход законной процедуры поставили гриф секретности на нем и отказали в допуске к информации остальным 59 депутатам Риги. Надеюсь, судебный процесс будет публичным.
Ну, и о самом памятнике. Правящая в Риге коалиция решила его снести. У них большинство голосов в думе. Что ж... Но хочу отметить, что память о своих предках люди хранят в своих сердцах, а не в камнях. Кстати, мой отец, будучи еще ребенком, содержался в немецком концлагере, где у него брали кровь для солдат вермахта. Но если бы мне кто-то предложил в качестве мести немцам выдвинуть вопрос о сносе всех домов, построенных в Риге в «немецкие времена», я бы только покрутил пальцем у виска. И сказал бы, что у депутатов самого большого города Балтии есть куда более важные вопросы, чем потакать мстительным чувствам людей, которые никак не хотят переключаться с далекой истории на текущие проблемы и Риги, и Латвии».