Средняя сумма в наличных, которую можно будет хранить после возможного введения поправок, составит около 11 тыс. евро. И как следует из деклараций, сбережения по меньшей мере шести депутатов – выше этого порога. Причем, двое из них работают в Народно-хозяйственной комиссии Сейма.
Одним из рекордсменов по объемам накопления наличности является депутат «Согласия» Ивар Зариньш. В 2014 году он задекларировал 44 тыс. евро. В неопубликованной за этот год декларации эту сумму уже будет не найти. Говорит, из-за внимание СМИ и надзорных ведомств решил деньги вложить. Ограничения на хранение наличности Зариньш не поддерживает.
«Я в свое время участвовал в комиссии по расследованию краха Latvijas Krājbanka. И теперь, насколько это возможно, стараюсь, чтобы хоть какая-то часть моих денег хранилась под рукой. (…) Если человек эти средства получил законно и может это доказать, пусть делает, что хочет. Хоть вместо обоев клеит дома», - считает Зариньш.
Схожие аргументы приводит депутат «От сердца – Латвии» Айвар Мейя, задекларировавший неполных 23 тыс. евро.
«Никогда не испытывал особого доверия к банкам. И когда, например, у нас Parex отправился по хвойному пути, у меня там были крупные суммы, которые было не так легко выбрать. (…) И, думаю, хранить дома 26 тыс. евро для человека, который всю жизнь занимался бизнесом – это не так и много», - считает Мейя.
Недоверием к банкам объясняет накопления и депутат Латвийского объединения регионов Дайнис Лиепиньш. Он в прошлом году задекларировал 44 тыс. евро наличными, но вопрос о введении «потолков» считает нарушением прав человека.
Депутат «Согласия» Михаил Землинский, накопивший в разной валюте около 25 тыс. евро тоже не доверяет банкам и считает, что самое надежное место – дома.
Другие причины изложил лишь заместитель председателя парламентской фракции «Единство» Эвардс Смилтенс, у которого в декларации отмечены 11,5 тыс. евро наличности. «Я в прошлом году продал машину. Остались наличные класть их не счет – не стал».
Самая большая же сумма в наличных – у депутата премьерского Союза «зеленых» и к крестьян Яниса Клаужса – 67 тыс. евро. Но ни встретить, ни созвониться с ним Латвийскому телевидению не удалось.
Внушительные накопления депутатов уже привлекли внимание Генпрокуратуры и Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией.