Первая попытка запретить георгиевские ленточки предпринималась еще пять лет назад, но тогда член Нацблока Гайдис Берзиньш отозвал свою подпись под законопроектом, потому что понял, что в нем слишком много юридических неточностей.
Нынешние поправки Нацобъединение подало в ответственную комиссию еще в прошлом году, но и тогда вовлеченные стороны согласились, что в проекте много неясных моментов, поэтому передали его в специальную рабочую группу.
Группа заседала почти год, но неясные вопросы так до конца и не разрешила. Однако за это время политическая решимость националистов запретить ленточку только возросла, так что они готовы игнорировать любые возражения.
Практически неисполнимый закон
Как объяснил на заседании комиссии по правам человека представитель Госполиции Валдис Арайс, практическое выполнение закона будет серьезно затруднено. К примеру, он касается только публичных мероприятий, а в этом году из-за пандемии коронавируса таких у памятника Освободителям не было. То есть тех, кто в частном порядке в этом году пришел к монументу возложить цветы и приколол на одежду георгиевскую ленточку, все равно нельзя было бы оштрафовать (как бы того ни хотелось некоторым националистам).
Другой важный момент касается того, что полицейским придется выяснять отношение конкретного лица к использованию ленточки.
"Если человек скажет, что ношение ленточки не связано с прославлением или оправданием преступлений тоталитарных режимов, и его поведение не докажет обратного, едва ли человека можно будет призвать к ответственности в понимании этого закона", - заявил Арайс, указав, что при нынешних формулировках закона ленточку можно будет носить и 9 мая.
Представитель рижской муниципальной полиции Эгилс Видрикс также считает нынешнюю редакцию закона слишком неконкретной, чтобы полицейские могли ее исполнить.
"Нужно оценить, действительно ли они (ленточки) настолько опасны для Латвии", - отметил Видрикс.
Он пояснил, что полиция будет испытывать сложности, потому что нет четкого определения, что считается георгиевской ленточкой, а еще больше сбивает то, что носить ее можно будет, находясь не на согласованной территории мероприятия, а прямо рядом с ней.
Кроме того, закон не распространяется на те случаи, когда ленточку привязывают к автомобильному зеркалу — автолюбитель может хоть всю машину покрасить в ее цвета. Так что, если политики хотят бороться с тем, что считают проявлением "враждебной идеологии", административными штрафами, им следовало бы распространить запрет на все бытовые проявления, отметил Видрикс, еще раз призвав оценить, настолько ли велика угроза, растет ли она.
Подают сигналы
Похожие аргументы выдвинули представители МВД и МИД, но этот юридический дискурс представитель Новой консервативной партии Дагмара Бейтнере-Ле Галла назвала трусостью. По ее мнению, запрет георгиевской ленточки нужно включить в закон, даже если реализовать его будет невозможно, потому что тем самым всему миру и латвийцам дается четкий сигнал об отношении Латвии "к российской агрессии и пропаганде".
В том же ключе высказался глава комиссии Артусс Кайминьш. Он проигнорировал значение ленточки как символа победы над нацизмом, вместо этого выставив ее символом "тоталитарной идеологии", которая "угрожает латвийской демократии".
Комиссия поддержала продвижение законопроекта на рассмотрение в Сейм, а депутаты обязались сделать то, что не удалось рабочей группе, - разобраться со всеми юридическими недостатками поправок.
Проект не поддержали депутаты "Согласия" и "Для развития/За", а также независимый депутат Линда Лиепиня.