Российская делегация на Всемирном экономическом форуме в Давосе как никогда малопредставительна и малочисленна. Если ее главами до антироссийских санкций Запада были либо президент, либо председатель правительства, то в этом году представительскими функциями наделен даже не первый вице-премьер Игорь Шувалов, который представлял Россию в 2017 году, а простой вице-премьер Аркадий Дворкович. Член российской делегации, сенатор Игорь Морозов рассказал «Шторму» о том, что обсуждают участники форума в кулуарах, а также об отношениях делегаций других стран к России.
– Игорь Николаевич, как Вы объясните такой состав нашей делегации, ее возможности и значимость на этом форуме? Почему и в этот раз нет ни премьера, ни президента?
– Комментировать действия первых лиц страны – не мой уровень. Хотя, конечно, мы видим, что именно первые лица других стран заявляют тут об интересах их экономик и своих внешнеполитических курсах. Так сделал президент Франции Эммануэль Макрон, исполняющая обязанности канцлера ФРГ Ангела Меркель, президент США Дональд Трамп и другие главы государств, которых на этом форуме более 70. Поэтому, конечно, Россия должна быть представлена либо президентом, либо премьером.
Но хотел бы отметить, что малый состав делегации и ее невысокий представительский статус мы компенсировали активной работой на большинстве дискуссионных площадок. На мой взгляд, глава нашей делегации Аркадий Дворкович смог установить контакты с представителями США и многих стран Евросоюза, и это как-то выровняло ситуацию.
– Что мы ждем от итогов этого форума, какие главные темы прозвучали и есть ли какие-то принципиальные вещи?
– Как мне показалось, одним из самых интересных стали секции «Каспийская неделя», представленная странами Каспийского региона, а также Азиатская и Арабская платформы. У нас тоже была своя площадка, подготовленная Росконгрессом, которую посетили все ведущие компании мира и представители власти большинства государств.
Если говорить о темах, то самой популярной стала цифровая экономика. Кроме нее на большинстве площадок обсуждалась тема справедливости в мировой торговле, недопустимость дискриминации стран на мировых рынках. Лидеры европейских стран открыто заявляли о неправильности курса по изоляции США, проводимой в отношении других экономик. Конечно, об том не говорилось прямым текстом, но все понимали, что речь идет о санкциях, которые плохо влияют на мировую экономику.
Также интересной была дискуссия «Конкурентоспособности России на мировом энергетическом рынке», которая прошла под руководством министра энергетики России Александра Новака с участием представителей российских энергетических компаний.
– А кто из представителей российского бизнеса активно участвует в форуме?
– Представлены практически все крупные российские компании, причем на самом высоком уровне. Это и глава ЛУКОЙЛ Вагит Алекперов, и глава ВТБ Андрей Костин, руководитель РОСНАНО Анатолий Чубайс, Сбербанка Герман Греф…
– Остается ли США доминантном повестки форума и гегемоном экономики мира, от которого все зависит?
– Нет, США не просматриваются как глобальный лидер мировой экономики. Во многом этом произошло благодаря Дональду Трампу, который вышел из Парижского соглашения по климату, из международного торгового соглашения о транстихоокеанском партнерстве и азиатско-тихоокеанского партнерства. Все это снизило авторитет США в глазах их партнеров.
Я не сказал бы, что тут просматривается доминирование Китая, делегация которого также не представлена главой государства. Поэтому китайцев не так много, и они даже не заметны на дискуссионных площадках.
– Как бы Вы описали атмосферу форума, о чем говорят в кулуарах о России?
– Все говорят о том, что вновь есть интерес к работе с Россией. Многие западные компании, в том числе американские, рассматривают Россию как перспективный рынок. Но ни один бизнесмен из США открыто не заявит о своих интересах или сделках из-за сильного антироссийского лобби в конгрессе, чтобы не потерять свой бизнес.
Еcли говорить о других участниках, то практически все европейские бизнесмены и европейские политики в кулуарах говорят о том, что санкции против России нужно отменять, потому что они остановили рост глобальной экономики.
– Трамп, общаясь с журналистами, сегодня заявил о том, что готов к диалогу с Россией. А вы заметили это по его выступлению?
– Его выступление на самом форуме показало, что в отличие от Ирана, в отношении которого санкции будут ужесточаться, к нам он никакого негатива не имеет и будет продолжать свою линию по выстраиванию диалога. Думаю, что это может стать прологом для будущих переговоров с Владимиром Путиным. Его речь была очень продуманной и практически неэмоциональной. То есть совсем не в его стиле.
Он рассказал участникам форума о том, что им было сделано за год на посту президента: о росте малого бизнеса, увеличении рабочих мест и подъеме производства. Он видит Америку великой, потому что все показатели горят о ее подъеме.
Очень жестко он высказался по Ирану. Видимо, он будет добиваться о выходе США из иранской ядерной сделки, которая была заключена в 2015 году с участием России, Китая, Великобритании, Франции и Германии. Полагаю, об этом он поставил сегодня в известность лидеров европейских стран.
– Миллиардер Сорос на форуме назвал Facebook и Google угрозой для общества. Это заявление как-то повлияет на их работу?
– Не думаю, что кто-то отнесется к этому серьезно, потому что многие его заявления уже девальвированы. Сейчас нет такого, когда по его желанию во многих странах мира организовывались цветные революции. Сегодня мир заинтересован в стабильности, а не в глобальном кризисе.
– Аркадий Дворкович прокомментировал на форуме готовность к диалогу с США. Что это значит в условиях санкций?
– Мне кажется, что Россия готова к сотрудничеству со всеми государствами мира, в том числе с США, но на условиях равенства и отсутствия доминирования. Только в этом случае можно выйти на какие-то конструктивные решения по глобальным мировым проблемам: объединять усилия в борьбе с международным терроризмом, разрешить обострившиеся региональные конфликты и, конечно, создать благоприятные условия для мировой торговли.
dailystorm.ru