На парламентской Комиссии по запросам депутаты Сейма обсудили проблемы роста цен на продукты в целом, его причины и поиск возможного выхода из ситуации. По окончании заседания председатель комиссии Хосам Абу Мери заявил, что полгода спустя после снижения цен на энергоносители должны были «чувствительно» снизиться и цены на продукты питания. Но этого так и не случилось. «Остался также неотвеченным вопрос о разнице цен на продукты в странах Балтии», — заявил он.
Глава комиссии заявил о необходимости со стороны Минэкономики, а при необходимости Сейма и правительства, регулярного мониторинга цен от производителя до магазинных полок. Это возможно в случае, если обещанное торговцами и производителями снижение цен не произойдет к осени.
Его сопартиец, депутат Сейма Гатис Лиепиньш в своем аккаунте в социальной сети Twitter вообще стал угрожать известной торговой сети Rimi «государственными санкциями».
«Если крупные сети сами не снизят цены, государству придется ввести санкции, как это сегодня делает Франция», — заявил депутат. Он пояснил, что предлагает гибридные меры, включающие публичный мониторинг цен и налоговые стимулы.
Депутаты Сейма ждут выводов Совета по конкуренции, который изучает формирование цен на каждом этапе и должен определить, насколько велико увеличение и насколько активные действия со стороны государства будут необходимы. Если через некоторое время ситуация не улучшится и появятся признаки искусственного роста цен, то ответственные министерства и ведомства должны будут определить, какие санкции применить, будь то в виде налоговой политики или других мер.
Латвийские парламентарии руководствуются европейским опытом в сфере регулирования цен на продукты. Так, крупные торговые сети Франции уже ввели ограничение цен на сотни наименований товаров, в том числе и на свежие овощи. Власти страны заключили об этом соглашение с ритейлерами на ближайшие три месяца. Со следующего месяца французские покупатели должны платить меньше за продукты питания, заявил 9 июня министр финансов Брюно Ле Мэр после того, как заручился обязательством 75 продовольственных компаний, включая Unilever, снизить цены на сотни продуктов питания.