История сама по себе удивительна. Ворона напала не на улице, а… в квартире. Залетела туда через систему вентиляции. Квартира – в одном из старых каменных домов на улице Дзирнаву, на верхнем этаже.
Придя домой, хозяин неожиданно обнаружил в ванной (туда выходит система вентиляции) непрошеного гостя.
Пытался поймать полотенцем, отнести в комнату и выпустить в окно. Несколько раз ворона укусила человека за палец. Хорошо, что не в глаз или голову. Хотя и подобное бывало – например, с соседкой вашего автора по садово–огородному участку. Правда, не на «шести сотках», а тоже в Риге, в жилмассиве Ильгюциемс, где она живет.
— Это случилось пару лет назад, 20 мая, — вспоминает пенсионерка. — В 6.45, как обычно, я вывела во двор собаку. И вдруг в считанные секунды оказалась на земле – кто–то напал сверху. Потом дворник рассказал, что это были две бесшумно спикировавшие с дерева вороны. Рвали волосы когтями, клювом пытались попасть в глаза. Не знаю, чем бы все закончилось, если бы не дворник – он метлой отогнал распоясавшихся птиц. Пришла в себя, смотрю – вся одежда в крови...
Через несколько часов пострадавшая отправилась в поликлинику. Травматолог не стала исключать, что вороны могут быть бешеными, — неподалеку лес Клейсты, где они зимуют. Питаются отходами, падалью. Вполне возможно, что могли полакомиться и трупом бешеного енота или лисицы. Потерпевшей прописали уколы от бешенства и столбняка.
По словам пенсионерки, она не единственная, кого в этом дворе до крови заклевывали вороны. Причем в жертвы выбирали только пожилых — тех, кто не может защититься (подтверждая звание умных тварей).
— А еще в нашем районе с чердаков пропали все голуби, исчезли в округе и многие певчие птицы, которые вполне могли стать жертвами ворон, — делает вывод женщина...
Как в фильмах ХИЧКОКА
По мнению исследователя природы, орнитолога Руслана МАТРОЗИСА, агрессивное поведение ворон связано с тем, что птенцы весной становятся на крыло — вылетают из гнезда. Обычно это продолжается несколько недель – в конце мая и начале июня. Не для всех птенцов вылет заканчивается успешно – кто–то падает на землю. Бывает, случайно вываливаются из гнезда – от ветра, дождя. Нередко люди пытаются прийти птицам на помощь или оказываются рядом с гнездом. И, что называется, попадают под раздачу.
— О случае, подобному тому, который вы привели, слышу впервые, — продолжает орнитолог. – Вороны — не совы, которые когтями могут схватить человека и сильно поцарапать. Обычно они проявляют агрессию криками, действуют психологически. Бывает, одна зовет на помощь, и когда прилетает стая и начинает кричать — ощущение не из приятных. Как в фильмах Альфреда Хичкока…
Каких птенцов поедают вороны и чайки
— А могут ли стать жертвами серых агрессоров птенцы других птиц, котята? – интересуюсь у орнитолога.
— Во время вылета птенцов скворцов вороны их иногда ловят и съедают. Могут добивать и раненых птиц. Но точно так же поступают и чайки. Во время миграции птиц охотятся на них: если какая та мелкая упала в воду – тут же съедают. И вороны, и чайки выполняют функцию санитаров природы. О нападениях на котят не слышал. Знаю только, что вороны могут играть с котами. Пытаются схватить за хвост. Что называется, прикалываются. Это же одни из самых интеллектуальных птиц…
По словам собеседника, популяция ворон в городах в последние десятилетия выросла. Когда–то они жили в сельской местности, но постепенно облюбовали населенные пункты: там больше провианта. В 1920–1930–е годы с численностью «серых кардиналов» боролись жестко – отстреливали.
— Создавались даже общества по отстрелу ворон, — продолжает специалист. – Считалось, что они сокращают численность других птиц – более полезных, поедают яйца уток. Но в советское время отстрел прекратился. А сейчас это и вовсе невозможно: вороны прописались в городах, где стрелять запрещено...
Миф о долгожительстве ворон
Впрочем, по словам орнитолога, стрелять и не нужно. Из многих тысяч пар ворон, живущих в Риге и других городах, лишь единицы проявляют агрессивность. А ограничивать численность ворон можно иначе – оставлять на улицах меньше еды.
Регуляция происходит и естественным путем: много ворон гибнет во время холодных зим. Кстати, разговоры о том, что вороны живут до 300 лет, – байки.
— Это люди придумали. На самом деле вороны — птицы из группы воробьиных и живут в среднем 5–8 лет, — уточняет орнитолог.
А что делать, если, скажем, вы увидели выпавшего из гнезда вороненка?
— Если поблизости дерево – посадите на ветку. Оградите от лис, млекопитающих. У некоторых птенцов бывает шок при вылете из гнезда. Возможно, стрессовая ситуация поможет, и птица полетит. А если нет, что ж, выживает сильнейший. По статистике, из трех птенцов на следующий год остается один. А среди мелких птиц погибает до 80%. Не случайно синички делают по два выводка в год – в каждом по 10 яиц. Если бы все птенцы выживали, то нарушилось бы равновесие в природе…
И еще орнитолог не советует маленьких птиц, выпавших из гнезда, относить домой.
— Привыкнут к человеку, и им потом трудно будет самим найти себе пропитание – погибнут…
Остерегайтесь сов и чаек!
Доктор биологии Юрис ЛИПСБЕРГС, более 30 лет проработавший в Институте биологии АН Латвии, говорит, что людям нужно научиться понимать птиц, расшифровывать их поведение. Без причин птицы редко нападают. Если они возбуждены – значит, где–то птенцы, гнездовье, поэтому нужно поскорее покинуть это место.
А регулировать численность ворон в городе ученый предлагает лишь в некоторых местах. Скажем, у элеваторов, детских садов. Методы разные. Делать это можно и записями голосов птиц с криками тревоги, волнения. Не любят они и блестящие шары, отражающие свет. В то же время певчих птиц, поднимающих наше настроение, украшающих сады и парки, нужно привлекать – кормушками, скворечниками.
— Поведение птиц зависит от того, где они живут, — продолжает ученый. – В городе меняются не только корм и гнездовой материал, но и образ жизни птицы. Если в городе те же вороны подпускают человека на два–три метра, а порой просто не замечают его, то в сельской местности такого не бывает...
Что касается агрессивности птиц в городе, то, по словам ученого, чаще всего на людей нападают совы. В Риге они живут на окраинах, в лесопарках.
— У совы сильные когти, клюв, и, если вы проходите рядом с гнездом, она может ударить в затылок, разорвать ухо, — продолжает биолог. – В Риге на плоских крышах домов гнездятся и различные виды чаек: крачки, речные крачки, серебристые чайки. Все они тоже бывают агрессивными и могут доставить неприятности...
Илья ДИМЕНШТЕЙН