Баусский замок.
Средневековые замки во все времена притягивали исследователей и путешественников. В XIX — начале XX столетия о замках на территории нынешней Латвии писали известные поэты и писатели: Александр Бестужев-Марлинский, Валерий Брюсов, Федор Сологуб, Леонид Андреев… Тема эта многих интересует и сегодня. Не случайно ей посвятил одну из лекций известный латвийский историк Олег Пухляк. Его лекции, посвященные истории культуры и архитектуре Латвии, проводятся в книжном магазине "Полярис" раз в месяц, вход — бесплатный.
— Олег, вокруг замков много мифов. Один из них касается строительства внутри винтовых лестниц. Раскройте, пожалуйста, подробности.
— В свое время на историко–философском факультете Латвийского университета я учился у одного из лучших историков Латвии — Эрика Адольфовича Жагарса. Он всегда говорил, что читать книжки по истории хорошо, но нужно, если есть возможность, выезжать на место и смотреть, как все это выглядит в действительности. Этим принципом я и руководствуюсь.
Еще в студенческие годы не раз бывал в Цесисском замке. Потом — в других. И столкнулся вот с чем. В Европе принято считать, что винтовая лестница внутри замков закручивается только по часовой стрелке, чтобы тот, кто поднимается, всегда находился в затрудненном положении: правой рукой в нем трудно сражаться. У того же, кто обороняется, правая рука свободна. Перед ним широкое пространство — размахивает мечом налево и направо, отбивая всех, кто наступает. Это — в теории. А на практике оказалось, что где–то они завинчиваются по часовой стрелке, где–то — нет. В Европе называют лишь одно исключение. Владелец того замка был левшой, и ему удобно было держать меч левой рукой. Что ж, выходит в Ливонии каждый второй владелец замка был левша? Вряд ли…
— К Рижскому замку это тоже относится?
— Там винтовых лестниц практически не уцелело. Сейчас, хоть его и называют замком, от замка–то мало что осталось. Он не раз перестраивался под представительское жилье. А при Екатерине II окончательно он стал дворцом. Императрица решила, что для губернаторской резиденции дворец Петра мал — поэтому нужно перестроить Рижский замок. Там были проведены мощные строительные работы. Снаружи контуры оставили, все остальное — роскошные огромные залы, большие окна — это уже не средневековая крепость, а дворец XVIII–XIX столетий.
— А сама царица останавливалась в этих покоях, ведь она дважды была в Риге?
— Насколько я знаю, нет. Ночевала во дворце Петра, а приемы проходили в замке…
— Многое из того, что видят сегодня туристы, тоже перестроено. А уцелели ли подлинные средневековые замки?
— Уточню, что рыцарская эпоха — XII–XV века. Сохранилось же немало усадеб, построенных на месте замков или рядом с ними начиная с XVI–XVII веков. Позднее, чтобы привлечь туристов, рождались многие мифы. Кому интересны обыкновенная гора или холм рядом с поместьем? Другое дело, когда с этим связана легенда.
Не случайно чуть ли не в каждом втором поместье или замке ходит Белая дама, в каждом третьем — Черный рыцарь. А про всякие таинственные поскрипывания и говорить не приходится…
Связаны многие мифы и с известными историческими личностями, которые бывали на территории нынешней Латвии. К примеру, со шведским монархом Карлом ХII. Если не с ним, то обязательно с Петром I или с Екатериной II.
Что же касается большинства замков, которые можно увидеть, то в основном это историческая реконструкция. Возьмем Сигулдский. Надо сразу сказать, реконструкция там сделана не по типу тяп–ляп. В 1970–е серьезный коллектив скрупулезно проводил на месте бывшего замка археологические раскопки, изучал, как развивалась крепость. Не просто какие–то кирпичики исследовали, а смотрели по кладке. Потому что в разную эпоху использовали разные материалы, различные формы кирпичей, различные методы строительства существовали…
— Что еще, помимо замков в Сигулде, Турайде и Цесисе, можно посмотреть любителям истории?
— У нас много интересных замков. Замечательную реконструкцию провели в Вентспилсском замке, в Валмиерском. Под боком от Риги — Ропажи; там, правда, уцелели лишь развалины замка. Можно посмотреть фрагменты замка в Кандаве, Резекне, Лудзе, в других местах. Сохранилось многое, но в перестроенном, уже не средневековом облике. В XVI–XVII веках замки перестраивали, подгоняя под требования времени. Образец такого замка — Яунпилсский.
Сигулдский замок.
— Некоторые историки утверждают, что замки, которые когда–то находились на территории нынешних Кокнесе и Ерсики, принадлежали славянам. Так ли это?
— Немцы пришли не на Луну. В конце XII века, когда началось завоевание края, здесь уже были замки местной знати — деревянные. Точно известно, что были князья, подчинявшиеся Полоцку. Среди них — в Ерсике и Кокнесе. Однако в ходе военных действий, которые очень подробно описаны в хронике Генриха, немцы, перенимая контроль над этой территорией, те замки уничтожали и выстраивали свои. То, что осталось сегодня в той же Ерсике, Кокнесе, — остатки немецких замков.
— Проводились ли раскопки в этих местах?
— На месте городищ, где предположительно были центры, подчинявшиеся Полоцку, раскопки велись еще во второй половине ХХ века. Но по той причине, что руководители раскопок ушли в мир иной, ну и по другим, материалы так и лежат мертвым грузом. Обидно, что исследования даже не опубликованы…
— В Тервете, некоторых других местах воссоздают деревянные замки. Что это за замки?
— В провинции при поддержке местных администраций стремятся для подрастающего поколения сделать некий образ деревянного замка балтийской знати. Какими могли быть замки до прихода немцев. Реконструкцию предваряют археологические раскопки, правда, крайне скудные. Вопрос лишь в том: насколько аутентична такая реконструкция?
— А был ли в Риге до прихода немцев деревянный замок?
— Насколько сегодня известно — нет. На территории Риги найдены следы донемецких поселений. Но нужно иметь в виду, что археологические раскопки в Риге проводились на ограниченных территориях. Например, перед Даугавой — в районе нынешней Ратушной площади. Во время войны квартал сильно пострадал, и в 1950–е перед началом строительства там работали археологи. Проводились раскопки и в районе Домской площади. Но Рига не была в X–XII веках мощным центром. Тут было несколько небольших поселков, главным образом рыбацких. А вот выше по течению — например, в районе острова Долес и еще выше — было много поселков. Там земли были плодородные, чего не скажешь о Риге.
— Сразу ли немцы начали строить замки из камня?
— Этот опыт они приобрели еще во время походов на Ближний Восток. В хронике Генриха сказано, что пока они не узнали, где находится вблизи Риги месторождение камня, везли его с Готланда, на кораблях. А потом — уже из–под Гольма, нынешнего Саласпилса…
Илья ДИМЕНШТЕЙН.
Цесисский замок.