В Латвии ставки акцизного налога не являются самыми низкими в ЕС, однако эффект от их повышения государство почувствует, если на сходные меры пойдут все страны Балтии вместе, пишет Dienas Bizness.
Такой вывод позволяют сделать и исследование SIA BDO Tax, касающееся акцизов в ЕС, и мнения опрошенных экспертов. Хотя латвийский бюджет получает все больше доходов от акцизов (в прошлом году – 730 миллионов евро), однако они дают только 10,7% суммы всех получаемых значительных налогов, тогда как НДС, например, обеспечивает четверть. Хотя в сфере акцизов страны Балтии не конкурируют, в прошлом году Литва и Эстония получили этого налога по 14% и 12% всех доходов госбюджета этих стран соответственно.
В некоторых странах ставки акциза значительно выше, чем в Латвии, однако их повышение в нашей стране грозит тем, что поступления в бюджет не увеличатся, поскольку подобный шаг стимулирует покупку акцизных товаров в соседних странах, а также незаконный оборот. Вряд ли повышение акцизов приведет к пополнению государственного кошелька миллиардами евро, однако «прибавление» нескольких центов к бензину, дизтопливу, автогазу, а также пиву, вину и водке не будет сюрпризом – латвийцы не поедут массово покупать эти товары в другие страны, где акцизы ниже. Конечно, покупатели сперва возмутятся, но позже привыкнут – а государство получит около миллиона евро.
Марина Бичковска, председатель правления SIA BDO Tax и эксперт по налогам, отметила, что в Латвии есть акцизы на товары, которые во многих странах налогом не облагаются. При этом во многих случаях ставка является одной из самых низких в ЕС, однако повышать ее нужно осторожно – иначе вместо дополнительных миллионов можно не получить ничего, добавила эксперт. По словам Бичковски, акциза на вино, как ни странно, нет в Германии, Люксембурге, Португалии, на Мальте, в Италии, Венгрии, Болгарии и Чехии (странах, где традиционно делают этот продукт), а игристые вина не облагают налогом в Португалии и Испании – поэтому и в латвийских магазинах вина из этих стран дешевле. В Латвии акциз на вино составляет 64,03 евро за 100 литров, что больше, чем в Литве (57,34 евро), но меньше, чем в Эстонии (84,67 евро), акциз на пиво в Латвии равен 5,7 евро, как и в Эстонии, тогда как в Литве – всего 2,46 евро. А в Швеции и Финляндии, например, за вино приходится платить по 272,51 и 339 евро соответственно, а за 100 литров пива – 21 и 32 евро.
Гунтис Аболтиньш-Аболиньш, председатель Латвийской ассоциации алкогольной отрасли и генеральный директор Latvijas balzams, считает, что налоговая политика государства должна опираться на три важнейших принципа – быть продуманной, предсказуемой и соразмерной. К дискуссии важно привлекать общество, предпринимателей и негосударственные организации, поскольку повышение акцизов подчас грозит снижением госдоходов из-за падения легальных продаж (как это было с крепким алкоголем). Кроме того, необходимо, чтобы фирмы вовремя получали информации об изменениях, иначе они не смогут успешно планировать свою деятельность, а непродуманная политика усложняет инвестиции. Действия государства также должны соотноситься с покупательной способностью и ситуацией в конкретной отрасли.
В трех странах Балтии акцизы на дизтопливо примерно одинаковы – 300-332 евро за тысячу литров, в Польше – на 100 евро больше, в Швеции он составляет 561-608 евро, а в Финляндии – 731 евро. Ситуация с содержащим свинец бензином несколько отличается – в Литве акциз по неизвестной причине составляет 580 евро за тысячу литров, хотя в Латвии 455,32 евро, а в Эстонии – 422,77 евро. В Швеции же – 741,35 евро.
Янис Риектиньш, председатель Virši-A, оценивает повышение налогов однозначно негативно – в Латвии очень много заправочных станций, поэтому при повышении акцизов, например, на электричество и топливо, местные представители отрасли или исчезнут, или будут вынуждены кому-то «продаться». Стоит не увеличивать акцизы, а создавать рабочие места, развивать бизнес и привлекать людей в регионы, считает он.
Мартиньш Стиранс, председатель правления Латвийской ассоциации торговцев топливом, считает рост ставок рискованным. Повышение акциза на топливо приведет к его подорожанию для конечного потребителя – в результате вырастет теневой рынок, который и сейчас составляет более 10%, государство в год теряет 50 миллионов евро – и вряд ли с повышением ставки доходы увеличатся. Однако все зависит от степени повышения – возможно, на потреблении оно не скажется.
Карлис Кетнерс, экс-глава СГД и разработчик госбюджета, считает повышение акцизов маловероятным, поскольку Латвия не может «выпрыгнуть» из рамок, очерченных ставками соседних стран. Если же повысить акциз, например, на электроэнергию и газ, это скажется на конкурентоспособности латвийских производителей и кошельке жителей, ведь 6-8 месяцев в году необходимо отопление. Он считает, что в данный момент для повышения ставок нет оснований, однако этого нельзя исключать в долгосрочной перспективе.