Только представим: Россия осталась победительницей сочинской Олимпиады в командном зачете, нет ни первого, ни второго доклада Ричарда Макларена. Много чего еще не было бы, если бы не заговорил Григорий Родченков, бывший глава Московской антидопинговой лаборатории. От показаний 59-летнего химика во многом сегодня зависит, какое решение по допуску российской олимпийской сборной на Игры в Пхёнчхан примет МОК 5 декабря. Deutsche Welle решила рассказать о том, что это за человек.
Химик и бегун
Григорий Родченков - выпускник химического факультета МГУ, позднее защитил кандидатскую диссертацию. Темой допинга, по собственному признанию, заинтересовался тогда, когда, будучи еще студентом, занимался легкой атлетикой - бегом на стайерские дистанции. До побега из России в одном из интервью Родченков говорил, что испробовал на себе все запрещенные препараты - по профессиональным соображениям, как он утверждал. За годы работы в антидопинговых центрах как в России, так и за границей Родченков накопил огромный опыт и уникальные знания, которые не оспаривают даже его злейшие враги.
В 2005 году Григорий Родченков стал главой Московской антидопинговой лаборатории - единственной в России, которая имела аккредитацию Всемирного антидопингового агентства (WADA). Тогда же, как утверждается в докладе главы независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства (WADA) Ричарда Макларена, он стал информантом ФСБ под псевдонимом "Куц".
Родченкова его знакомые из России описывают как очень энергичного человека, увлеченного своим делом. Этой энергии ему хватало на то, чтобы вести двойную жизнь: выступать по всему миру с докладами о борьбе с допингом и одновременно, как уверяют спортсмены, тайно продавать им запрещенные препараты и за деньги покрывать в тех случаях, когда они попадались.
Двойная жизнь Родченкова
Первый скандал, связанный с его именем, разразился в начале 2011 года: в квартире Родченкова прошли обыски, а его самого задержали по обвинению в незаконном обороте запрещенных препаратов с целью сбыта. Обвинения предъявили, однако, только его сестре Марине, в прошлом известной бегунье: ее признали виновной, а вот сам Родченков отделался легким испугом, его даже не уволили.
Жалобы на Родченкова продолжали поступать. Как выяснилось из доклада Макларена, в декабре 2012 года российская метательница диска Дарья Пищальникова обратилась и в МОК, и в WADA, заявив, что Родченков дает спортсменам запрещенные препараты и скрывает их позитивные пробы. В конце 2014 года немецкий канал ARD показал фильм, в котором прозвучало утверждение бегуньи Юлии Степановой о том, как она заплатила Родченкову 30 тысяч рублей за то, чтобы тот скрыл ее положительную допинг-пробу.
Другие спортсмены обвиняли его в вымогательстве в обмен на сокрытие якобы положительных проб. Однако, несмотря на это, глава Московской антидопинговой лаборатории все еще чувствовал себя уверенно: после появления фильма ARD в январе 2015 года он получил орден Дружбы за вклад в успех России на зимних Играх в Сочи. Резкий поворот произошел в ноябре 2015 года, когда WADA опубликовала отчет независимой комиссии, в котором содержались серьезные обвинения в адрес лаборатории и лично Родченкова.
В частности, он был обвинен в умышленном уничтожении в сентябре 2015 года более 1400 проб с целью сокрытия применения допинга российскими спортсменами. Родченков отверг эти обвинения, утверждая, что им были уничтожены пробы с истекшим сроком хранения, и это уничтожение было плановым. Потом тогдашний министр спорта Виталий Мутко, со слов Родченкова, принудил его написать заявление об отставке.
Бегство Родченкова за границу
Дальше все происходило быстро. Вот как об этом рассказал еженедельнику Der Spiegel знакомый Родченкова, американский режиссер Брайан Фогель, который с его помощью снимал фильм о допинге: Родченков в разговоре с ним сообщил, что опасается за свою жизнь. Фогель, по собственным словам, купил ему билет в Лос-Анджелес. Скопировав все рабочие файлы и переписку, Родченков улетел из России 17 ноября. В прессе обычно говорится о том, что сегодня он находится под программой защиты свидетелей ФБР и его местонахождение неизвестно. В прошлом году газета "Спорт-Экспресс" утверждала, однако, что нашла новое место работы беглого химика: лабораторию Redwood Toxicology Laboratory в Калифорнии.
В значительной степени именно на показаниях Родченкова строятся скандальные доклады Макларена, который пришел к выводу о наличии в российском спорте масштабных махинаций с запрещенными препаратами. Там можно прочесть о так называемом коктейле "Дюшес" - смеси стероидов и алкоголя, которую Родченков, по его словам, придумал сам.
"Дюшесом", по утверждению его создателя, достаточно прополоскать рот для стимулирующего эффекта, следы применения стероидов якобы исчезали всего за 3-5 дней. Родченков рассказал и о комичной в своей криминальной изобретательности истории о "мышиной норе" - отверстии, якобы сделанном для обмена допинг-пробами между кабинетом Родченкова в антидопинговой лаборатории в Сочи и кабинетом офицера ФСБ, действовавшего под прикрытием.
В России Родченкова сегодня изображают злодеем, который в одиночку организовал коррупционные схемы снабжения спортсменов запрещенными препаратами и манипуляции пробами. Почетный президент ОКР Леонид Тягачев предложил даже расстрелять Родченкова. В сентябре 2017 года Басманный суд заочно его арестовал и объявил в международный розыск, а Следственный комитет завел на Родченкова два уголовных дела (по статьям УК "злоупотребление служебными полномочиями" и "воспрепятствование предварительному расследованию") и требует экстрадиции из США.
Но и Макларен, и МОК считают показания бывшего шефа антидопинговой лаборатории о соучастии в допинговых махинациях российских спортивных функционеров и агентов ФСБ заслуживающими доверия. Его показания, говорит Макларен, сходятся с многочисленными другими свидетельствами - какие бы мотивы Родченковым ни руководили.
Дневниковые записи педанта
Не исключено, что Григорий Родченков умел так же хорошо скрывать факты применения допинга, как и документировать их. Наиболее личную часть его свидетельств - выдержки из дневниковых записей (сделанных, как утверждается, в России) - опубликовала The New York Times. Они явно принадлежат педантичному, организованному человеку, обращающему внимание и продумывающему все мелкие детали.
В записях описаны имевшие место, как утверждается, встречи Родченкова с российским спортивным руководством - тогдашним министром спорта Виталием Мутко, его замом Юрием Нагорных, и их беседы, в том числе о том, как "защитить" атлетов, подменив их пробы.
То, что записи Родченков вел от руки, по словам Фогеля, свидетельствовало о том, как он был обеспокоен собственной безопасностью. Возможно, именно эти мотивы подвигли его к тому, чтобы рассказать миру о системе допинга в России, частью которой он сам являлся.