Депутат Европарламента от «Единства» Сандра Калниете в интервью LETA рассказала о своем видении проблем безопасности Латвии, Европы и дальнейшей судьбе попавшего в политический шторм «Единства».
- Мы с опаской как на основную угрозу для нашей безопасности смотрим на Россию, но на следующем саммите НАТО в центре внимания может оказаться Сирия.
- То, что происходит в Европе, важно для каждого из нас. В результате взрывов в Брюсселе погибли 34 человека, около 300 были ранены. Об этом говорят все, но через неполную неделю произошел теракт в Лахоре (Пакистан), в результате которого погибли 87 христиан. Однако ему были посвящены лишь небольшие статьи на интернет-порталах и небольшие сюжеты на телевидении.
Если сравнить, сколько людей гибнет в Европе и сколько в исламских странах, эти цифры несравнимы. Там человеческие жертвы измеряются сотнями тысяч.
Если говорить о ситуации в Латвии, в настоящее время мы действительно являемся страной с относительно низкой угрозой для безопасности. Единственная гипотетическая угроза для Латвии может исходить с востока. После саммита НАТО в Уэльсе в Балтии было усилено присутствие сил НАТО, американцы прислали свое вооружение и солдат. Это очень мощные превентивные сигналы, которые предупреждают Россию.
Думаю, что по сравнению с 2014 годом, когда произошла аннексия Крыма, наша ситуация значительно улучшилась.
Три страны Балтии, Польша и страны Северной Европы лучше всего чувствуют и понимают угрозу, исходящую от России. Что касается таких стран, как Италия и Франция, удивительно, но также Чехия, Словакия и Венгрия, то это страны, которые и в текущей напряженной ситуации поддерживают интенсивные двусторонние отношения с Россией.
Установленные в отношении России санкции нарушаются. России фактически удалось добиться того, что среди государств ЕС наметились трещины.
- Что, по мнению Европарламента, необходимо предпринять, чтобы повысить безопасность в Европе?
- Нужно создавать общую для ЕС базу данных соискателей убежища. До сих пор такой базы не существовало. Проситель убежища, который получает отказ в какой-либо одной стране ЕС, может отправиться в другую страну и просить убежища там. Мне кажется очень неправильным то, что даже после терактов в Париже Европарламент все еще не принял постановление о создании базы данных авиапассажиров. Часть депутатов Европарламента продолжает ссылаться на защиту персональных данных.
Очень важно также, чтобы была создана общая разведка ЕС. Например, перед терактами в Брюсселе о них были получены сигналы с двух сторон - из Франции и США, но структуры внутренних дел Бельгии из-за небрежности или по другим причинам их просто пропустили. Безопасности никогда не бывает слишком много.
Есть также вопросы, решение которых, вероятно, потребует еще гораздо большей политической воли. Это охрана внешних границ ЕС. Для Латвии это очень важная проблема. Если посмотреть, что происходит в Финляндии, Норвегии и Швеции, где потоки нелегальных беженцев идут из России, пересекая приграничные регионы с высоким военным контролем, это вызывает вопрос, не причастны ли к управлению этими потоками беженцев официальные российские органы с целью дестабилизировать ситуацию в ЕС.
- Как, по-вашему, в Европе будет решаться проблема беженцев? Не вызовет ли депортация нелегальных иммигрантов беспорядков и новых терактов?
- Все зависит от того, насколько быстро удастся найти политическое решение конфликта в Сирии, а также прекратить безвластие в Ливии. Пока Ливия не сможет контролировать миграционные потоки из Африки, которые идут через ее территорию, опасность для Европы останется очень большой.
Удастся ли остановить беженцев? Невозможно остановить потоп, нельзя остановить шторм или ветер. Африка - единственный континент, имеющий растущую демографию. Если людям в Африке не будут предложены рабочие места, если в странах континента не будет построена достаточно сильная экономика, люди будут искать лучшей жизни в других государствах.
- Почему, по вашему мнению, так резко упал рейтинг партии "Единство"?
- Рейтинги вообще вещь несправедливая. Есть люди, которые умеют лишь красиво говорить, их рейтинги высоки, но реальной работы нет. Иногда бывает, что люди просто не принимают какого-то политика, и с этим ничего не поделаешь. Успешный политик должен уметь нравиться.
Если мы на внеочередном съезде сумеем избрать новое руководство партии, а затем перейти к более толерантному стилю руководства, единство "Единства" будет восстановлено. То, что в "Единстве" все время происходят взаимные препирательства, свидетельствует о том, что руководство партии не в состоянии достаточно хорошо работать с людьми, которые думают иначе, чем большинство.
Это еще одна большая разница между Европой и Латвией, потому что у нас бытует мнение, что все должны принимать мнение большинства. В Европе пытаются найти такое решение, чтобы были учтены также желания меньшинства.
Примерно треть избирателей "Единства" хочет более либеральной, более справедливой и интеллектуальной политики. Их представляет определенное количество членов партии, и я допускаю, что тоже принадлежу к ним. Нас называют по-разному - соросовцами, либералами, хотя мы таковыми не являемся.
Судя по итогам голосования в партии, такого мнения придерживаются около трети членов "Единства". Если они будут вытеснены из партии, это будет означать, что части избирателей не будет за кого голосовать. Это обязывает "Единство" собраться и перестать мечтать о какой-то маленький и дисциплинированной партии.
- Говорят, что от "Единства" может отколоться часть членов, в том числе и Вы, чтобы создать новую партию.
- Я могу только вообще уйти из политики. Не думаю, что в Латвии в настоящее время можно создать новую, сильную политическую партию. Через четыре или пять лет - да. В Латвии пока не было перелома, который уже произошел в Литве и Эстонии, где политическими партиями руководят люди более молодого поколения. В самих партиях также намного больше людей активного поколения.